Суммативное оценивание за разделы « Древние и современные цивилизации», « Язык и общение»
6 класс
Чтение
Прочитайте текст.
Атлантида, по словам Платона, - огромный остров, лежавший в океане за Геркулесовыми столпами, то есть за Гибралтаром. В центре острова возвышался холм, на котором стояли храмы и царский дворец. Акрополь - верхний город - защищали два ряда земляных насыпей и три водных кольцевых канала. Наружное кольцо соединялось с морем 500-метровым каналом, по которому во внутренний порт заходили корабли. Жизнь Атлантиды предстает полной благополучия.
Храм главного божества островитян - Посейдона, повелителя морей, был, повествует Платон, выложен золотом, серебром и орхилаком (недавно разгаданное слово означает сплав меди с цинком). Другой храм, посвященный Посейдону и его супруге Клейто, прародительнице всех атлантов, обнесен золотой стеной. Стояли также золотая статуя Посейдона и золотые изваяния Нереид - многочисленных дочерей морского божества. Атланты имели бронзовое оружие и тысячи боевых колесниц. Недра давали медь и серебро.
Народ развлекался конскими скачками, к его услугам были термальные бани: на острове били два источника - холодной и горячей воды. Корабли спешили в гавань Атлантиды с керамической посудой, пряностями, редкостными рудами. Для снабжения порта пресной водой русло реки было повернуто.
Остров принадлежал мощному союзу царей. И вот настал момент, когда он решил подчинить себе другие страны, в том числе и Грецию. Однако Афины, показав в войне доблесть и силу, победили. Но, как говорит Платон, олимпийские боги, недовольные воюющими народами, решили их наказать за жадность и насилие. Чудовищное землетрясение и наводнение "в один ужасный день и одну ночь" погубили афинское войско и всю Атлантиду. Воды океана поглотили остров.
Через 47 лет после смерти Платона житель Афин Крантор отправился в Египет, чтобы убедиться, действительно ли там находятся истоки сведений, использованных философом. И он нашел, по его словам, в храме Нейт иероглифы с текстом об изложенных событиях.
1. Определите тему текста [1]
2. Определите основную мысль текста [1]
3. Определите тип текста[1]
4. Определите стиль текста [1]
a) Официально – деловой стиль
b) Публицистический стиль
c) Научный стиль
d) Художественный стиль
5. За что было наказано афинское войско и Атлантида? Выберите два правильных ответа [2]
a) за гордость
b) за злословие
c) за насилие
d) за жадность
6. Составьте вопрос высокого порядка к тексту [1]
Письмо
Напишите эссе на тему « Величайшее богатство народа – его язык» (не менее 70 – 80 слов). Используйте крылатые выражения ( афоризмы ) о языке. Соблюдайте орфографические и пунктуационные нормы. [5]
Критерий оценивания
№ задания
дескриптор
Понимать основное содержание текста, определяя тему и основную мысль
1
Определяет тему текста
1
2
Определяет основную мысль текста
1
Уметь определять тип текста
3
Определяет тип текста
1
Определять стилистические особенности текста
4
Определяет стиль текста
1
Анализировать содержание текста
5
Находит два верных ответа из текста
2
Формулировать вопросы высокого порядка
6
Формулирует к тексту вопрос высокого порядка
1
Писать эссе на заданную тему; использовать крылатые выражения; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы языка; уметь выражать свое мнение.
Пишет эссе, раскрывая тему
1
Использует крылатые выражения
2
Соблюдает орфографические нормы языка
1
Соблюдает пунктуационные нормы языка
1
Всего
12