Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие) .
Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный») .
Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.
Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в. , перех. ) — брошенный; бросать (н. в. , перех. ) — не образуется; броситься (с. в. , неперех. ) — не образуется.
При образовании страдательных причастий времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе времени, оканчивающейся на а, я.
Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия времени образуются от основы времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.
Тренировку можно провести на следующем материале.
1. Образовать страдательные причастия времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.
5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия времени: оставить — оставивший — оставленный; оставлять — оставлявший.
Страдательные причастия времени
Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие) .
Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный») .
Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.
Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в. , перех. ) — брошенный; бросать (н. в. , перех. ) — не образуется; броситься (с. в. , неперех. ) — не образуется.
а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.
б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.
При образовании страдательных причастий времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе времени, оканчивающейся на а, я.
Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия времени образуются от основы времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.
Тренировку можно провести на следующем материале.
1. Образовать страдательные причастия времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.
Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.
2. Образовать действительные и страдательные причастия времени от глаголов.
Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.
3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.
Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погреба бочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.
4. Образовать страдательные причастия времени и составить с ними словосочетания: потерять — потерянное время.
а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.
б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.
5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия времени: оставить — оставивший — оставленный; оставлять — оставлявший.
Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.