Старый учитель жил один. ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя. однажды к нему пришли два мальчика и сказали: — наши матери прислали нас вам в хозяйстве. учитель и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. она стояла в саду. около нее на скамье были сложены лейки и ведра. а на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду. один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем. много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. учитель смотрел на них из окна. над цветами кружились пчелы. в саду пахло медом. мальчики весело разговаривали. один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке. когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом. — отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил. но ни один из мальчиков не протянул руки. — мы не можем разделить это, — смущенно сказали они. — разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель. 1) выпишите слова с чередованиями в корне. корни выделите. объясните их написание. 2) найдите и выпишите слова с приставками на з,с. 3) выпишите пять слов с безударными гласными. подберите к ним проверочные словаю 6) выпишите пять слов с непроверяемыми безударными гласными.
Объяснение:
1) Выпишите слова с чередованиями в корне. Корни выделите. Объясните их написание. Выросли ( рос, перед С пишем О), тяжЁлое ( тяжесть, чередование ё - е ), вытИрал ( корень ТИР, потому что после него суффикс А).
2) Найдите и выпишите слова с приставками на З,С. РАЗговаривали ( РАЗ, 3 -на конце приставки, так как корень начинается на звонкую Г ). РАСплескивая. С - на конце приставки, так как корень начинается на глухую С. РАЗделить, РАЗделите. РАЗ, 3 -на конце приставки, так как корень начинается на звонкую Д.
3) Выпишите пять слов с безударными гласными. Подберите к ним проверочные слова. дАвно ( давний), свОего ( свой), скАзали ( сказывать), поблАгодарил ( благо), попрОсил вОдой ( воды), стОяла ( стой), вИсело ( виснет).
6) Выпишите пять слов с непроверяемыми безударными гласными.Однажды скАмье, жЕлезное, тОварищем.