Стартовая (диагностическая работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) 10 класс (2021-2022 учебный год)
(1)Громко рассмеявшись, мой новый знакомый дал маленький томик в кожаном переплёте. (2) Это тебе понравится», - сказал он, подавая мне книгу. (3)В томике были собраны поэмы Пушкина. (4)Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым чувством, которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5)Бывало, ходишь по кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой поляна, озарённая солнцем. (6)Минуту смотришь на неё, зачарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к шелковистым травам плодородной земли тихо радует. (7)Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное все, о чем бы ни говорилось. (9)В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. (10)Это делало жизнь мою лёгкой и приятной. (11)Какое счастье - быть грамотным! (12)Великолепные поэмы Пушкина стали мне понятнее. (13)Прочитав несколько раз, я уже знал их на память. (14)От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность, что я не один на земле и я не пропаду!
(По М. Горькому. 176 слов)
1 вариант
1.Из предложений 1-6 выпишите слово (а) с чередующейся гласной в корне.
2.Из предложений 7-14 выпишите слово, правописание суффикса в котором соответствует правилу: «В суффиксах прилагательных ОНН-ЕНН пишется НН, кроме слова ВЕТРЕНЫЙ».
3. Замените словосочетание КОЖАНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ (Предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.
5. Среди предложений 7-14 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ями).
6.Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
7. Среди предложений 1-7 найдите СПП с последовательным подчинением придаточных
2 вариант
1.Из предложения 7-14 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне. 2.Из предложений 1-6 выпишите слово(а), правописание суффикса которого(ых) соответствует правилу:
2.Из предложений 1-6 выпишите слово(а), правописание суффикса которого(ых) соответствует правилу: <<В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н
3. Замените словосочетание БАБУШКИНЫ СКАЗКИ (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
4.Выпишите грамматическую(ие) основу (ы)предложения 9.
5. Среди предложений 1-6 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами).
6.Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
7. Среди предложений 8 - 14 найдите сложное предл-ние с однородным подчинением придаточ