Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
Лицейские годы
1. Когда юн..ый Пушкин поступил в Лицей он с головой ушёл в повседневные заботы нового житья. 2. У каждого лиц..иста была своя комната-келья, как остр..умно назвал её буду..щий поэт. 3. В комнате — железная кровать, к..мод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. 4. На конторке — ч..рнильница, гуси..ые перья, подсве..ник и щипцы что(бы) снимать нагар с трескучей сальной свечи.
5. Лиц..исты вставали в шесть часов утра, одевались, шли в зал на молитву потом в класс. 6. Учились с семи до девяти, пили чай и шли на прогулку. 7. С десяти до двенадцати (с)нова учились, обедали, (с)нова гуляли, (с)нова учились, а вечером, в пол..вине девятого, ужинали и до десяти часов каждый зан..мался своим делом. 8. Лицеисты бегали по кор..дору, кто(то) играл в мяч а кто-то зат..вал новые игры. 9. В десять часов вечера расходились по своим комнатам ложились спать.
10. Пушкин (с)начала не нравился товарищам потому(что) он был (само)любивым, раздр..жительным, вспыльчивым. 11. Дома он не привык доверять (ни)кому, (н..)ра..крывал душу (на)распашку и при малейшем намёке на обиду, насмешку мгновен..о пускал в ход свой острый языч..к. 12. Таким(же) он приш..л и в Лицей. 13. Товарищи этого (не)знали и он казался им злым, зад..ристым, (не)приятным.
14. Но (в)скоре пылкое сердце поэта, искрен..ость, чес..ность, весёлость, предан..ость друзьям, бл..стяший ум, талант завоевали любовь всех лиц..истов. 15. Они полюбили его на всю жизнь. 16. Эта дружба возникшая в Лицее сохранялась (в)течени.. всей (не)долгой жизни поэта.
Задания
1. Выпишите союз из первого предложения и сделайте его морфологический разбор.
2. Из предложений 10—13 выпишите союзы и определите их вид.
3. Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
юный
лицейста
остроумно
будущий
комод
чернильница
гусиные перья
подсвечник
чтобы
лицейсты
снова
снова
снова
половине
занимался
коридору
кто-то
затевал
сначала
потому что
самолюбивым, раздражительным, вспыльчивым
никому
не раскрывал душу нараспашку
мгновенно пускал в ход острый язычок
таким же
пришёл
не знали
задиристым
неприятным
вскоре
искренность
честность
преданность
блестящий
лицеистов
в течение
не долгой
Лицейские годы
1. Когда юный Пушкин поступил в Лицей(,) он с головой ушёл в повседневные заботы нового житья.
2. У каждого личиста была своя комната-келья, как остроумно назвал её будущий поэт.
3. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
4. На конторке — чернильница, гусиные перья, подсвечник и щипцы, чтобы снимать нагар с трескучей сальной свечи.
5. Лицеисты вставали в шесть часов утра, одевались, шли в зал на молитву, потом в класс.
6. Учились с семи до девяти, пили чай и шли на прогулку.
7. С десяти до двенадцати (снова) учились, обедали, (снова) гуляли, (снова) учились, а вечером, в половине девятого, ужинали и до десяти часов каждый занимался своим делом.
8. Лицеисты бегали по коридору, кто-то играл в мяч, а кто-то затевал новые игры.
9. В десять часов вечера расходились по своим комнатам, ложились спать.
10. Пушкин сначала не нравился товарищам, потому что он был самолюбивым, раздражительным, вспыльчивым.
11. Дома он не привык доверять никому, никогда не раскрывал душу нараспашку и при малейшем намёке на обиду, насмешку мгновенно пускал в ход свой острый язычок.
12. Таким же он пришел и в Лицей.
13. Товарищи этого не знали и он казался им злым, задристым, неприятным.
14. Но вскоре пылкое сердце поэта, искренность, честность, веселость, преданность друзьям, блестящий ум, талант завоевали любовь всех лицеистов.
15. Они полюбили его на всю жизнь.
16. Эта дружба, возникшая в Лицее, сохранялась в течение всей недолгой жизни поэта.
Задания
1. Выпишите союз из первого предложения и сделайте его морфологический разбор.
Союз "когда".
Морфологический разбор:
- Род: мужской
- Число: единственное
- Падеж: именительный
- Форма: неизменяемое слово
2. Из предложений 10-13 выпишите союзы и определите их вид.
- В предложении 10 союз "потому что" является причинно-следственным союзом.
- В предложении 11 союз "и" является соединительным союзом.
- В предложении 13 союз "и" является соединительным союзом.
- В предложении 13 союз "при" является предлогом и вводит обстоятельство манеры.
3. Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
В данном предложении у нас есть подлежащее "Пушкин" и сказуемое "ушёл". Подлежащее является именем собственным, оно отвечает на вопрос "кто?" или "что?". Сказуемое является глаголом, оно отвечает на вопрос "что делает подлежащее?". В предложении также присутствует дополнение "в повседневные заботы нового житья", которое отвечает на вопрос "во что/в кого?" и указывает на направление действия. Союз "когда" связывает подчинительное предложение с главным, обозначая временную зависимость действий.