Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Составьте схемы 1—10-го предложений.
1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день
говорила о том что она знает как будет несчастлив отец ежели Андрей уедет не помирившись с ним. (Л. Т.) 2) Уже
по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцов-
ского дома приятели могли догадаться что они поступили
неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фан-
тазии. (Т.) 3) Со всеми остальными он [Басистов] был на
короткой ноге что не совсем нравилось хозяйке как она ни
толковала о том что для неё предрассудков не существует.
(Т.) 4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокой-
ное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём
у них теперь идёт разговор. (Пришв.) 5) Когда Челкаш ме-
няясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он
шатается на дрожащих ногах ему стало ещё больше жаль
парня. (М. Г.) 6) И вдруг на гребне этого холма в той точке
где как бы кончалась езженая дорога возникло тёмное пят-
но которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде
тёмной узкой ленточки. (Ф.) 7) Я подумал что если в сию
решительную минуту не переспорю упрямого старика то
уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опе-
ки. (П.) 8) Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее
уснёшь тем скорее наступит утро. (Ч.) 9) Я люблю эту бед-
ную природу может быть потому что какова она ни есть она
всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.) 10) Пойми что если бы
ты писал так рассказы как пишешь письма то давно бы уже
был великим большущим человеком... Думаю что если не
поленишься напишешь недурно. (Ч.
Здесь мы используем запятую перед союзом "и" и перед вводным предложением "говорила о том". Запятые нужны для выделения вводных слов, обособления придаточного предложения и для обозначения соединительной связи между частями сложного предложения.
Схема предложения:
1. Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день
2. и говорила о том,
3. что она знает,
4. как будет несчастлив отец,
5. ежели Андрей уедет,
6. не помирившись с ним.
2) Уже по тому, как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома, приятели могли догадаться, что они поступили неблагоразумно, поддавшись внезапно пришедшей им фантазии.
Здесь используются запятые для выделения вводных слов и фраз, а также для обозначения союзного отношения между частями сложного предложения.
Схема предложения:
1. Уже
2. по тому,
3. как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома,
4. приятели могли догадаться,
5. что они поступили неблагоразумно,
6. поддавшись внезапно пришедшей им фантазии.
3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге, что не совсем нравилось хозяйке, как она ни толковала о том, что для неё предрассудков не существует.
Здесь используются запятые для выделения вводных слов, обозначения отрицания и для выделения прямой речи.
Схема предложения:
1. Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге,
2. что не совсем нравилось хозяйке,
3. как она ни толковала о том,
4. что для неё предрассудков не существует.
4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение, я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор.
Здесь используется запятая для обозначения времени.
Схема предложения:
1. Когда страсти совсем улеглись
2. и началось спокойное обсуждение,
3. я решился наконец спросить Лувена
4. о чём у них теперь идёт разговор.
5) Когда Челкаш, меняясь с ним местами, взглянул ему в лицо и заметил, что он шатается на дрожащих ногах, ему стало ещё больше жаль парня.
Здесь используются запятые для выделения вводного слова, а также для обозначения союзного отношения и выделения прямой речи.
Схема предложения:
1. Когда Челкаш, меняясь с ним местами,
2. взглянул ему в лицо
3. и заметил,
4. что он шатается на дрожащих ногах,
5. ему стало ещё больше жаль парня.
6) И вдруг, на гребне этого холма, в той точке, где как бы кончалась езженая дорога, возникло тёмное пятно, которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде тёмной узкой ленточки.
Здесь используются запятые для выделения вводных слов и фраз, а также для обозначения присоединительного отношения.
Схема предложения:
1. И вдруг,
2. на гребне этого холма,
3. в той точке,
4. где как бы кончалась езженая дорога,
5. возникло тёмное пятно,
6. которое быстро стало вытягиваться навстречу
7. в виде тёмной узкой ленточки.
7) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.
Здесь используется запятая для выделения вводного слова и для обозначения условия.
Схема предложения:
1. Я подумал,
2. что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика,
3. то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.
8) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро.
Здесь используется запятая для выделения вводного слова.
Схема предложения:
1. Она [Каштанка] знала по опыту,
2. что чем скорее уснёшь,
3. тем скорее наступит утро.
9) Я люблю эту бедную природу, может быть, потому что какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне.
Здесь используются запятые для выделения вводных слов и фраз.
Схема предложения:
1. Я люблю эту бедную природу,
2. может быть,
3. потому что какова она ни есть,
4. она всё-таки принадлежит мне.
10) Пойми, что если бы ты писал такие рассказы, как пишешь письма, то давно бы уже был великим, большущим человеком... Думаю, что если не поленишься, напишешь недурно.
Здесь используются запятые для выделения вводных слов, для обозначения условия и для выделения прямой речи.
Схема предложения:
1. Пойми,
2. что если бы ты писал такие рассказы,
3. как пишешь письма,
4. то давно бы уже был великим, большущим человеком...
5. Думаю,
6. что если не поленишься,
7. напишешь недурно.