Составить тезы к тексту.( 100 )
1.1полисемия и контекст
1.2.1. общее определение контекста
как уже говорилось выше, выбор необходимой части объема значения многозначного слова происходит в условиях речи в зависимости от контекста (лат. contextus — «связь, соединение»). если попытаться объединить многочисленные определения контекста, даваемые разными авторами, получится краткая формула, предложенная и. г. торсуевой: «контекст — фрагмент текста минус определяемая единица» (торсуева, 1990). фрагмент текста, разумеется, должен включать в себя определяемую единицу, составляя ее левое и правое окружение, быть необходимым и достаточным для определения значения и не должен противоречить общему смыслу текста. однако и в таком развернутом виде определение контекста не охватывает всех условий, в которых объем значения многозначного слова может быть уточнен. пояснения, предлагаемые некоторыми справочниками (например, «контекст —рассмотрение единиц одного вида в соотнесении с соположенными им во времени или пространстве единицами того же вида» или «условия, особенности употребления данных элементов в речи»), представляются довольно-расплывчатыми. наиболее подробной и непротиворечивой, на наш взгляд, является теория контекста н. н. амосовой. вкратце она сводится к следующему: многозначное слово, семантически реализуемое в речи, является ядром, вокруг которого находятся единицы-индикаторы, т. е. указательный минимум окружения, сделать нужный выбор. контекст, по амосовой, — это сочетание ядра и индикаторов, взаимно влияющих друг на друга (ср. с определением контекста, данным ф. а. литвиным, — «известные адресату из кода сведения о других элементах речевого высказывания»). в зависимости от характера индикаторов можно выделить несколько типов контекста. прежде всего это группа лингвистических типов: лексический, грамматический и лексико-грамматический типы.