Составить сложный план
культура древнего китая
китайская культура является одной из древнейших. самые ранние памятники культуры, найденные на
территории китая, относятся к v-iii тыс. до н.э.
как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. в китайской культуре
исключительную огромную и определяющую роль играют ритуалы и церемонии. отсюда существующее
выражение — «китайские церемонии».
китайская культуры связана с религией и отношением к природе. как и в других религиях, в китайских
верованиях обожествляются прежде всего силы природы. верховным божеством для китайцев выступает небо,
главным храмом — храм неба, а свою страну они именуют поднебесной. у них существует культ солнца и других
светил. с древнейших времен китайцы поклоняются горам и как святыням.
однако наряду с обожествлением природы для китайской культуры, как ни для какой другой, характерны ее
эстетизация и поэтизация. именно поэтому в ней раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и
архитектура. можно даже сказать, что «пейзажный» взгляд распространяется в китае на все явления жизни.
по глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе
равных.
Объяснение:
Китайская цивилизация — одна из древнейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.
Следует понимать, что изучение такой временной протяжённости сопряжено с сильной асимметрией в количестве источников исторических сведений, в то время как относительное единство китайской цивилизации привело к тому, что поздняя эпоха активно соотносит себя со своими предшественниками, интерпретирует традиции. Чтобы облегчить объективное восприятие всей протяжённости китайской истории, используют следующее разделение, основанное на традиционной ханьской историографии:
Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н. э.)
Имперский Китай (Цинь — Цин)
Новый Китай (1911 — совр.)
Первый период, скупо документированный, занимает примерно такой же временной промежуток, как и второй; второй период, в свою очередь, иногда делят на Ранний (до конца Тан) и Поздний (до конца Цин). При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров, тибетцев и др.) в хроникально-династийную историю собственно Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как части Китая.