Составить сложный план к статье "Память и Грамотность" ПАМЯТЬ И ГРАМОТНОСТЬ Память обладает поистине волшебными качествами. Она даёт возможность увидеть
снова то, что вы видели когда-то. Память может в жаркое время показать снег, в засуху
– дождь. Вы можете вспомнить вкус дыни, которую ели, как пахли грибы осенью.
Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти
остается её образ. Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остаётся в
памяти. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы. Ноги привычно вращают
педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. А органы речи помнят, как им
нужно работать, чтобы произносить слова.
Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же
мы о памяти на лица или на даты, о памяти музыкальной, о памяти на номера
телефонов.
Людям во всём разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему , о них
надо заботиться: тренировать и развивать. Это так же обязательно, как поливать цветы, чтобы
они хорошо росли. Хорошая память – результат ваших собственных усилий. Как же её
развивать?
Начнём со зрительной памяти. Люди давно заметили, что мало читающие пишут
безграмотно. Когда вы читаете, ваши глаза, как маленькие фотоаппараты, запечатлевают
слова. Эти ≪фотографические снимки≫ сохраняются в зрительной памяти.
Для усиления зрительной памяти надо больше вглядываться в слова: и в то, как они
написаны, и особенно в то, как написаны в них трудные места. Видеть слова ≪в уме≫ очень
важно: именно так они закрепляются в зрительной памяти.
Когда вы читаете книгу, останавливайтесь время от времени, даже если она очень
интересная. Спросите себя: какие из этих слов для меня трудны? Рассмотрите их пристально,
особенно – трудные места в них. Потом закройте глаза и представьте себе эти слова
написанными. Запишите их, не подглядывая в книгу. А потом по этой книге проверьте себя:
правильно ли?
Если слова всё-таки запоминаются трудно, надо ≪включить≫ и другие
запоминания. Давайте позовём на движения. Как правильное движение транспорта
на дорогах предохраняет от аварий, так и правильное движение при письме предохраняет
от ошибок. Вы будете очень удивлены, когда узнаете, что движется не только рука. Во
время письма происходят почти незаметные, но постоянные движения органов речи, они
тоже запоминают, как пишутся слова. Так нам писать тайный –
речедвигательная память. Существует так называемое орфографическое
проговаривание, при котором слова произносятся вслух отчётливо, так, как пишутся: ин-
тел-ли-гент, ар-тил-ле-рия, с-ног-сши-ба-тель-ный. Не имеет смысла проговаривать
слова так, как они слышатся в нашей обычной речи, потому что разница между написанием
и звучанием речи очень велика. Мы произносим ≪Здрасьте, Мариванна≫, а писать надо
≪Здравствуйте, Мария Ивановна≫.
Как только вы начинаете проговаривать слова, в работу сразу же включаются уши. Они
приводят в действие слуховую память, и вы запоминаете, как звучит правильно
написанное слово. Проговаривая слова, вы, можно сказать, решаете сразу две задачи:
включаете в полную силу и речедвигательную память, и слуховую.
Поговорим о ≪руководящей памяти≫. Речь идёт о памяти руки. Эта память
работает тогда, когда вы, вооружившись ручкой, водите рукой по бумаге. Такая
память называется рукодвигательной. Рука запоминает движения и выводит на
бумаге знакомые слова привычно, а хорошо знакомые слова пишутся даже как будто
сами собой, не требуя усилий на обдумывание. Чем больше мы пишем, тем больше
к этому привыкаем.
Для одновременного развития всех видов памяти надо каждый день делать
≪зарядку≫ с одним или двумя предложениями. Если вы вооружаете против трудных
слов всех ваших : глаза, уши, голос и руку – вы победите. И научитесь
правильно писать с такой лёгкостью, как будто рука пишет сама собой.
(По книге Г. Граник и др. ≪Секреты орфографии≫)
1. Введение:
- Значение и волшебные качества памяти
- Возможность видеть прошлые события и ощущения
2. Память и воспоминания:
- Примеры возможности восстановить в памяти виды и запахи
- Влияние памяти на сохранение образов птицы и звука дождя
- Запоминание привычных движений рук, ног и органов речи
3. Виды памяти:
- Упоминание о различных видах памяти у разных людей
- Значение заботы, тренировки и развития памяти
4. Развитие зрительной памяти:
- Замечание о связи между чтением и письмом
- Вглядывание в слова для закрепления в зрительной памяти
- Важность представления слов "в уме" для закрепления памяти
5. Усиление зрительной памяти:
- Совет остановиться при чтении и рассмотреть трудные слова
- Запись слов без подглядывания в книгу для самопроверки
6. Другие способы запоминания:
- Включение движений и движений органов речи для запоминания слов
- Орфографическое проговаривание для точного произношения и написания слов
7. Значение рукодвигательной памяти:
- Роль памяти руки в процессе письма
- Запоминание движений при письме и привыкание к правильному написанию слов
8. Зарядка для всех видов памяти:
- Необходимость ежедневного осуществления упражнений для тренировки памяти
- Вовлечение глаз, ушей, голоса и руки для успешного развития памяти
- Обещание легкости и лёгкого написания с привычкой
9. Заключение:
- Отсылка к книге "Секреты орфографии" и её авторам
- Подчеркивание важности развития памяти для достижения успеха в грамотности.