Соотнесите примеры омонимов с их подгруппами, записав ответ в таблицу омографы
омофоны
омоформы
• Устройство пищали — птенцы пищали,
• в месте ушиба – были вместе
• плавленый сыр — воздух сыр,
• пшеничная мука́ — му́ка в глазах;
• брачный вене́ц — знакомый ве́нец (житель Вены);
• задело за живое – поругали за дело
2. В приведённых ниже предложениях НЕВЕРНО употреблены выделенные слова. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, укажите по словарю https://ozhegov.slovaronline.com/ его лексическое значение.
Образец исправления: 2) великий – величественный 'Преисполненный торжественной красоты, величия'
• В мире не счесть мастеров-виртуозов, АРТИСТИЧНО владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.
• Каждый вечер после спектакля у АРТИСТИЧЕСКОГО подъезда толпятся группы поклонниц в ожидании своего кумира.
• В БЕДСТВЕННОМ положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира.
• Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
• ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ взгляды лидера партии были хорошо известны.
• БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо было вручено родителям на общешкольном собрании.
• ГОДИЧНЫЙ отчёт был практически готов.
• От встречи у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ ощущение: мысленно я принимал и одну, и другую сторону.
• С такой ГОРДЫНЕЙ тебе бы царствовать, милочка!
• На мой взгляд, это был полнейший ДИКТАТ; но, кажется, кроме меня, так никто более не считал.
3. Из предложений выпишите контекстные синонимы
• Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
• Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт.
• Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку.
4.Найдите примеры с использованием антитезы (антонимов), выпишите их парами.
1) Глупый больше требует от других, мудрый – от самого себя.
2) Его снова наполнило чувство удовлетворения, но лишь до тех пор, пока он не вспомнил, ради чего всё это затевается.
3) Я хоть и страшным забиякой был по молодости, но уж совсем чокнутым меня назвать было нельзя.
4) Именно здесь, в этом аду суждено было совершить обратный путь, но уже не уважаемому и знатному господину из Сан-Франциско, а "телу мертвого старика", в которое он превратился так неожиданно.
5. Из предложенных цитат выпишите оксюморон – сочетание несочетаемых по значению слов (например, живой труп)
• Кого позвать мне? С кем мне поделиться,
Той грустной радостью, что я остался жив?
(Сергей Есенин, «Русь советская»)
• Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
И оглушающий язык.
(Лермонтов, «Из альбома Карамзиной»)
• И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
(Лермонтов, «Из альбома Карамзиной»)
омофоны:
грипп - гриб
слезать - слизать
спеши - спиши
Омографы:
гвОздики - гвоздИки
зАмок - замОк
духИ - дУхи
Омоформы:
пила (глагол) - пила (сущ)
правило (глагол)- правило (сущ)
три (числительное) - три (глагол)
омонимы :
брак - 1) супружеские отношения
2) изъян
вал - 1) высокая волна
2) длинная землянная насыпь
3) часть механизма машины
мина - 1) снаряд
2) мифическое выражение лица
антонимы :
белый - черный
веселый - грустный
высокий - низкий
синонимы :
кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.