Соловей и лягушка Сладков Н. Какая основная мысль текста и план текста ( в 3 частях ) Журчал в кустах ручеёк. Жила в ручье лягушка. А в кустах — соловей. Только солнце садилось на лес — лягушка и соловей начинали петь. Лягушка урчала и квакала, а соловей щёлкал и свистел. Конечно, соловей не лягушка. Ему, наверное, было противно слушать её, поэтому он свистел и щёлкал всё громче и громче. Но и лягушка не соловей: она, наверное, боялась, что её из-за свиста не слышно, и тоже всё громче квакала и урчала. До того раззадорятся — гул и стон! Соловей раскат за раскатом — только листики вздрагивают. Лягушка надрывается — даже рябь по воде. А ты стоишь и слушаешь, хоть и грызут тебя комары. Все на лягушку сердились: не даёт соловья толком послушать! И в ладоши хлопали, и камни в ручей бросали. А ей хоть бы что. Но вдруг она замолчала. Наверное, её уж сожрал. Толстенный пятнистый уж жил в этом ручье. Все очень обрадовались: вот теперь-то мы послушаем голосистого соловья! Вечер за вечером опускается на тугай (густые заросли по берегам рек), и тишь, и покой, а соловей всё никак не распоётся. Посвистит, пощёлкает и умолкнет. И всё как-то вполсилы, лениво и нехотя. И как-то небрежно, с помарками, кое-как. Ни листик от свиста не дрогнет, ни сердце. Наверное, спорить ему стало не с кем — он и размяк. Худо стал петь: дрябло, сонно и вяло. Хоть снова лягушку в ручей подбрасывай!
План текста можно разделить на три части:
1. Введение и описание главных героев:
В начале текста автор описывает лягушку, живущую в ручье, и соловья, находящегося в кустах. Перед закатом солнца они начинают петь: лягушка квакает и урчит, а соловей свистит и щелкает. Упоминается, что соловей не любит слушать кваканье лягушки и поэтому старается петь громче.
2. Столкновение героев:
В этой части текста автор описывает, как лягушка и соловей начинают громче петь, пытаясь преодолеть друг друга. Каждый из них увеличивает громкость своего пения, вызывая звуки и дрожь в окружающей природе. Люди, находящиеся поблизости, начинают сердиться на лягушку, так как она мешает им слушать соловья. Возникают действия против лягушки, вплоть до бросания в нее камней.
3. Распад и урок:
В этой части автор рассказывает о том, что лягушка вдруг замолкает, и все предполагают, что пятнистый уж съел ее. Однако, соловей не показывает своих лучших песенных качеств и песни становятся хуже. Окружающие обнаруживают, что нет смысла сравнивать себя с другими и ожидать от них чего-то большего, так как каждый имеет свои особенности. Образ лягушки возвращается на фоне желания услышать лучший голос соловья.
Таким образом, основная мысль текста заключается в том, что каждый человек уникален и имеет свои сильные стороны, и что важно научиться принять их, не сравнивая себя с другими и не стремясь быть кем-то другим. Этот текст может помочь школьнику понять, что каждый человек имеет свои таланты и недостатки, и что важно принимать и уважать других людей такими, как они есть. Также текст демонстрирует важность самопринятия и осознания своих сильных сторон, а не концентрацию на отрицательных аспектах и сравнении себя с другими.