Вряд ли в средней полосе России найдется человек, который ни разу не пользовался услугами железной дороги, будь то простая поездка на дачу или путешествие к морю. Каждый раз, оказываясь на вокзале, ощущаешь благоговейный трепет перед поездкой. Российские железные дороги имеют длинную историю и славные традиции. 1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан высочайший Указ о сооружении первой в России железной дороги: Санкт-Петербург – Москва. На ней были построены 34 станции и возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам известного архитектора К.А. Тона. Они и по сей день радуют пассажиров совершенством своих форм. Первого ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога была открыта. Первая русская магистраль, являющаяся в наши дни частью Октябрьской железной дороги, начала работать. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Расстояние от Петербурга до Москвы - 650 километров - скорый поезд преодолевал за 12 часов. В середине 19 века в правительственных кругах возник вопрос о соединении Москвы с волжскими губерниями. В результате была построена Приволжская железная дорога, которая постепенно разрасталась и расширялась. Так, в 80-е и 90-е годы XIX века появилось несколько проектов строительства железной дороги до Астрахани. Были проведены изыскания, но ни один из проектов не нашел поддержки правительства. Около 10 лет шли споры о выборе направления, которые разрешились лишь в начале 20 века, когда 10 июня 1902 года вышло высочайшее повеление о строительстве ширококолейной линии от Астрахани до станции Красный Кут. В 1909 было завершено строительство линий на Астрахань.