Фет - один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстает и русская весна - с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет. В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихах Фета мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом - как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например: И слышу я в изложине росистой Вполголоса скрыпят коростели - Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того - замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная. По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами. Прав С. Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностью фетовского восприятия природы: \"Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами\". На мой взгляд, Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзии Фета: \"Природа у него - точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ... Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный\". Как важную грань Фета- пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким, каким он представляется его мгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не предмет, а впечатление: Лишь ты одна скользишь стезей лазурной; Недвижно все окрест... Да сыплет ночь своей бездонной урной К нам мириады звезд. Читателю ясно, что внешний мир изображается здесь в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве. Природа у поэта очеловечена, как ни у одного его предшественника. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива \"дружна с мучительными снами\". Интересен момент \"отклика\" природы на чувство поэта: ...в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Об этом двустишии Лев Толстой писал: \"И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?\" Надо полагать, что Лев Николаевич Толстой, одновременно \"ворча\", признал в Фете великого поэта. Он не ошибся. Фет крепок и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему в его романтических стихотворениях о любви. Я бы сказал, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красоту - в природе, в человеке. Сам поэт был уверен: \"без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно- зловонной псарне\". Красота его ритмов и пейзажей всегда будет украшать нашу жизнь.
замечательнейших русских
поэтов-пейзажистов. В его
стихах во всей своей красоте
предстает и русская весна - с
цветущими деревьями,
первыми цветами, с
журавлями, кричащими в
степи. Мне кажется, образ
журавлей, так любимый
многими русскими поэтами,
впервые обозначил Фет.
В поэзии Фета природа
изображена детально. В этом
плане он новатор. До Фета в
русской поэзии, обращенной к
природе, царило обобщение. В
стихах Фета мы встречаем не
только традиционных птиц с
привычным поэтическим
ореолом - как соловей, лебедь,
жаворонок, орел, но и таких
как бы простых и непоэтичных,
как сыч, лунь, чибис, стриж.
Например:
И слышу я в изложине
росистой
Вполголоса скрыпят коростели
-
Знаменательно, что здесь мы
имеем дело с автором,
который по голосу различает
птиц и более того - замечает,
где эта птица находится. Это,
конечно, не просто следствие
хорошего знания природы, а
любовь к ней поэта, давняя и
обстоятельная.
По-видимому, в работе над
стихами о природе автор
должен обладать
незаурядным вкусом. Потому
что в ином случае он тут же
рискует впасть в подражание
народной поэзии, которая
изобилует такими вариантами.
Прав С. Я. Маршак в своем
восхищении свежестью и
непосредственностью
фетовского восприятия
природы: \"Его стихи вошли в
русскую природу, стали ее
неотъемлемой частью,
чудесными строками о
весеннем дожде, о полете
бабочки, проникновенными
пейзажами\".
На мой взгляд, Маршак точно
заметил и еще одну
особенность поэзии Фета:
\"Природа у него - точно в
первый день творения: кущи
дерев, светлая лента реки,
соловьиный покой, журчащий
сладко ключ... Если назойливая
современность и вторгается
иной раз в этот замкнутый мир,
то она сразу же утрачивает
свой практический смысл и
приобретает характер
декоративный\".
Как важную грань Фета-
пейзажиста хочу отметить его
импрессионизм. Импрессионист
не чурается внешнего мира, он
зорко вглядывается в него,
изображая его таким, каким он
представляется его
мгновенному взгляду.
Импрессиониста интересует не
предмет, а впечатление:
Лишь ты одна скользишь
стезей лазурной;
Недвижно все окрест...
Да сыплет ночь своей
бездонной урной
К нам мириады звезд.
Читателю ясно, что внешний
мир изображается здесь в том
виде, какой ему придало
настроение поэта. При всей
конкретности описания
деталей природа все равно как
бы растворяется у Фета в его
лирическом чувстве.
Природа у поэта очеловечена,
как ни у одного его
предшественника. Цветы у
него улыбаются, звезды
молятся, пруд грезит, березы
ждут, ива \"дружна с
мучительными снами\".
Интересен момент \"отклика\"
природы на чувство поэта:
...в воздухе за песнью
соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Об этом двустишии Лев
Толстой писал: \"И откуда у
этого добродушного толстого
офицера берется такая
непонятная лирическая
дерзость, свойство великих
поэтов?\" Надо полагать, что
Лев Николаевич Толстой,
одновременно \"ворча\",
признал в Фете великого поэта.
Он не ошибся.
Фет крепок и в любовной
лирике. Его пейзажный багаж
пригодился ему в его
романтических стихотворениях
о любви. Я бы сказал, что он
всегда выбирал темой для
своих стихов только красоту -
в природе, в человеке. Сам
поэт был уверен: \"без чувства
красоты жизнь сводится к
кормлению гончих в душно-
зловонной псарне\".
Красота его ритмов и пейзажей
всегда будет украшать нашу
жизнь.