Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся Ликеем или Лицеем. Русский Царскосельский Лицей – это учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли. Лицей дал России множество великих имен. Известный публицист Л.Жуховицкий затрагивает в тексте проблему изучения уникального опыта Царскольсельского лицея. Он предлагает нам задуматься, в чем уникальность лицея, почему он выпускал такую талантливую молодежь. Об этом учебном заведении известно во всем мире, поэтому опыт создания такого учебного заведения заслуживает особого внимания. Л.Жуховицкий подчеркивает, что лицей создавался с определенной целью – дать хорошее образование царским детям, а те мальчики, которые были приняты в лицей, должны были составить наследникам компанию. Публицист подчеркивает, что преподаватели лицея были молоды, талантливы и образованны. Они учили ребят тому, что сами хорошо знали и любили. Поэтому не только учение под руководством прекрасных преподавателей, но и вольное общение как с лицеистами, так и с молодыми педагогами позволили воспитать прекрасных учеников, из которых вышли талантливые писатели и государственные деятели. Учителя раскрыть и развить каждого. В этом заключается авторская позиция автора. С этим мнением трудно не согласиться. В наши дни нетрудно встретить учебные заведения, внешне похожие на Лицей из Царского Села. И все же в истории вряд ли найдутся школы, оставившие такой же яркий след, как это удалось сделать Лицею из Царского Села. Лицей жил особой для того времени жизнью. Здесь воспитанники уравнивались в своих правах, как «дети одного отца и семейства», никто из них не мог «презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было». Россия жила тогда по другим законам, и Лицей был своеобразной «теплицей», где воспитанникам стремились привить демократизм, внутреннее достоинство. Об этом уникальном учебном заведении написано очень много, в том числе его воспитанниками. Выпускник Иван Пущин рассказывал: «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили... Кошанский взял рукопись к себе». Кошанский был самым молодым по возрасту из профессоров Лицея и единственным из преподавателей, имевшим ученую степень. Это был человек передовых убеждений. Николай Федорович Кошанский безусловно сыграл огромную роль в литературном развитии воспитанников Лицея. Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжжена. Так писал А.Пушкин о преподавателе нравственных и политических наук Куницыне, признавая его высокие заслуги. Это был молодой человек с очень живым воображением, очень даровитый и талантливый, о нем часто с благодарностью вспоминали многие выпускники. Таким образом, мы убедились, что Л.Жуховицкий рассказал об уникальном учебном заведении, где царила особая атмосфера, поэтому неудивительно, что оно вырастило так много выдающихся людей. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми отличались выпускники нового учебного заведения.
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжжена. Так писал А.Пушкин о преподавателе нравственных и политических наук Куницыне, признавая его высокие заслуги. Это был молодой человек с очень живым воображением, очень даровитый и талантливый, о нем часто с благодарностью вспоминали многие выпускники. Таким образом, мы убедились, что Л.Жуховицкий рассказал об уникальном учебном заведении, где царила особая атмосфера, поэтому неудивительно, что оно вырастило так много выдающихся людей. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми отличались выпускники нового учебного заведения.