Сочинение по отрывку из рассказа Короленко Война, отечество и человечество: (1) Существует такой правдивый рассказ. (2)У одного дикаря христианский священник спросил:
-- Знаешь ли ты разницу между добром и злом?
(3)Дикарь подумал и ответил:
(4)- Добро, когда я украду жену у соседа. (5) Зло, когда сосед украдет у меня.
(6) Теперь нам этот ответ смешон, и о человеке, который стал бы серьезно повторять его, мы бы сказали, что этот человек запоздал родиться на тысячу лет или ему место в тюрьме.
(7)Но это только до тех пор, пока речь идет об отношениях между отдельными людьми. (8)Но как только речь заходит о государствах, дело меняется. (9)Граница каждого государства - это черта, у которой кончается взаимное доверие между людьми.
(10)Что есть добро и что есть зло в международных отношениях?
(11)Всякий дипломат, если он захочет быть искренним, ответит, как дикарь отвечал священнику:
- Добро, когда моему отечеству удастся отхватить у соседа кусок принадлежащей ему земли, область. (12)Зло, когда такое же несчастье случится с моим отечеством.
(13)Прочитайте любой курс истории, и вы непременно встретите подтверждение этого. (14)Такой-то был великий государственный человек. (15)Он воспользовался оплошностью соседнего государства, отвоевав у него такие-то города, и соотечественники поставили ему за это памятник.
(16)Такова до сих пор основа международной морали. (17)Все народы живут в вечном опасении чужого нашествия и в вечной готовности к нападению. (18)Французский мыслитель Прудон уверял даже, что война всех против всех в среде народов есть явление вечное, что народы воюют друг с другом всегда, что только по временам у них наступают случайные передышки, которые мы и называем миром. (19)Народы действительно подобны тем диким охотникам, которые даже у общего огня сидят с оружием в руках, готовые броситься на соседа при первом подозрительном движении. (20)Все державы даже во время мира подсылают к соседям военных шпионов, политических лазутчиков, лукавых дипломатов, которые нащупывают слабое место соседа. (21) Всякое государство старается повредить соседу, ослабить его, потому что боится нападения и само не прочь напасть при случае.
(22)Таким образом, если и устанавливается на время мир между народами, то этот мир особенный, так называемый "вооруженный мир". (23)Стоит одному государству построить военный корабль- сосед строит два. (24)Одна держава заводит у себя полк пехоты - и такие же полки вырастают сами собой у соседей. (25)Сколько труда, изобретательности, сколько времени и природных богатств каждой страны уходит на изготовление орудий смерти. (26)Растет бремя налогов, бедность; людям приходится отказываться от необходимого и полезного для жизни, чтобы создавать вредное, нужное только для убийства. (27)И это соперничество растет неудержимо, как ком снега, скатывающийся с горы. (28)И всем приходит в голову: уж лучше короткая война, чем долгий вооруженный мир.
(29)Но война становится все страшнее. (30)Под покровом отечества развивались науки и промышленность, которые наряду с орудиями, полезными для жизни, доставили также страшные орудия разрушения. (31)Человек стал могущественнее прежнего дикаря-предка. (32)Он поднялся на воздух. (33)Он опустился на дно моря. (34)И всюду внес возможность войны…
(35)Невольно у лучших людей является мысль: как прекратить этот ужас, как сделать войны невозможными? (По В.Г. Короленко)
Спасибо за интересный вопрос и желание разобраться с отрывком из рассказа Короленко "Война, отечество и человечество". Я обязательно помогу тебе понять содержание этого отрывка и подробно разберу каждую часть.
Отрывок начинается с вопроса священника, который спрашивает дикаря о разнице между добром и злом. Дикарь задумался и ответил, что для него добро это украсть жену у соседа, а зло - когда сосед украдет у него. Автор отмечает, что сейчас этот ответ кажется нам смешным, и если бы кто-то серьезно повторил его, мы бы сказали, что такому человеку не хватает развития или его нужно посадить в тюрьму.
Однако, автор сравнивает отношения между отдельными людьми и отношения между государствами. Когда речь заходит о государствах, дело изменяется. Граница каждого государства является чертой, после которой прекращается взаимное доверие между людьми.
Далее автор задает вопрос, что является добром и злом в международных отношениях. Ответ, который даст дипломат, если он хочет быть искренним, будет аналогичен ответу дикаря. Добро - это когда отечеству удается отобрать у соседа землю, а зло - когда сосед делает то же самое. Автор указывает на то, что такие примеры можно найти в истории, где описываются великие люди, которые завоевывали города у соседей и были поставлены за это на пьедестал чести соотечественниками.
Автор говорит, что такая основа международной морали продолжает существовать и сейчас. Все народы постоянно живут в страхе чужого нападения и всегда готовы к войне. Французский мыслитель Прудон утверждал, что война между народами вечна. Люди подобны охотникам, которые сидят возле общего костра с оружием в руках и готовы напасть при малейшем подозрении.
Автор указывает на то, что государства постоянно отправляют шпионов и дипломатов к соседям для поиска источников их слабости. Каждое государство старается причинить вред соседу и ослабить его, чтобы само быть готовым напасть, если потребуется.
Таким образом, если и устанавливается мир между народами, это будет "вооруженный мир". Когда одна страна строит военный корабль, сосед строит два. Когда одно государство формирует полк пехоты, такие же полки появляются у соседей. Все государства тратят огромные ресурсы на создание орудий смерти, что приводит к повышению налогов и бедности.
Автор заключает отрывок указанием на то, что соперничество между государствами только усиливается и всем приходит в голову, что короткая война лучше, чем долгий вооруженный мир.
Отрывок завершается мысленными размышлениями о том, что человек стал могущественнее и разработал разрушительное оружие. В то же время, автор вопрошает, как можно прекратить ужасы войны и сделать их невозможными.
Таким образом, отрывок рассказывает о том, что отношения между государствами ведут к чрезмерной конкуренции и стремлению причинить вред соседям. Автор подводит нас к вопросу, как обеспечить мир и невозможность войны.
Надеюсь, теперь тебе понятно содержание отрывка из рассказа Короленко. Если у тебя есть еще какие-либо вопросы, не стесняйся задавать!