Этими строками певца русской природы я хочу начать рассказ о картине И.И. Левитана «Октябрь». Середина осени, догорают золотые краски березовых рощ, от холодных рос темнеют и жухнут травы. Воздух пропитан сыростью дождей, низкое небо готово разрыдаться от грусти в любую минуту.
В сдержанно живописный уголок тоже закрались осенняя хандра и зябкая сырость. Поредевшая рощица, стоящая на склоне невысокого холма, раздета ветрами и дождями. Только молодые березки еще сохранили золотистые кудри. Сквозь лесок бежит заросшая дорога. Она опустела еще в августе, когда с окрестных лугов вывезли скошенные травы. Теперь тут тихо и уныло. До самого горизонта, где темнеет лес, небо затянуто набухшими дождевыми тучами. Их холодный голубовато-серый цвет предвещает ненастье. Деревья тянут к небу тонкие ветви, словно молят нечастые лучи солнца согреть их пред долгим морозным сном.
В картине нет ярких красок. Гамма ее выдержана в охристых тонах. Редкие проблески голубизны и золота – следы былого осеннего великолепия. Грустит земля, тревожится в предчувствии морозов и метелей. И может показаться, что также тоскливо на душе художника. Но мне верится, что не осенняя хандра двигала великой кистью. Даже в этот момент увядания Исаак Левитан хотел показать нам прелесть осеннего дня. Его тающую красоту. Произведение покоряет своей простотой и камерностью. В его грустных и лирических нотах звучат талант и любовь к родной земле.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
С.А. Есенин.
Этими строками певца русской природы я хочу начать рассказ о картине И.И. Левитана «Октябрь». Середина осени, догорают золотые краски березовых рощ, от холодных рос темнеют и жухнут травы. Воздух пропитан сыростью дождей, низкое небо готово разрыдаться от грусти в любую минуту.
В сдержанно живописный уголок тоже закрались осенняя хандра и зябкая сырость. Поредевшая рощица, стоящая на склоне невысокого холма, раздета ветрами и дождями. Только молодые березки еще сохранили золотистые кудри. Сквозь лесок бежит заросшая дорога. Она опустела еще в августе, когда с окрестных лугов вывезли скошенные травы. Теперь тут тихо и уныло. До самого горизонта, где темнеет лес, небо затянуто набухшими дождевыми тучами. Их холодный голубовато-серый цвет предвещает ненастье. Деревья тянут к небу тонкие ветви, словно молят нечастые лучи солнца согреть их пред долгим морозным сном.
В картине нет ярких красок. Гамма ее выдержана в охристых тонах. Редкие проблески голубизны и золота – следы былого осеннего великолепия. Грустит земля, тревожится в предчувствии морозов и метелей. И может показаться, что также тоскливо на душе художника. Но мне верится, что не осенняя хандра двигала великой кистью. Даже в этот момент увядания Исаак Левитан хотел показать нам прелесть осеннего дня. Его тающую красоту. Произведение покоряет своей простотой и камерностью. В его грустных и лирических нотах звучат талант и любовь к родной земле.