Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» Картина находится в учебнике во второй части в конце -Рассмотрите внимательно картину. Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину? -Что вы понимаете под словом « дружба»? Друзья? -В Толковом словаре Ожегова читаем: «Друг – 1) тот, кто связан с кем-то дружбой; 2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». ^ 2. Вспомните пословицы о дружбе.*Старый друг лучше новых двух. *Без друга в жизни туго. *Без друга на сердце вьюга. *Верному другу цены нет. *Дружба не гриб, в лесу не найдешь. *Друга ищи, а найдешь – береги. *Крепкую дружбу и топором не разрубишь. *Человек без друзей – что дерево без корней. *Друга иметь – себя не жалеть. *Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга. ^ 3.Беседа о настроении героев картины.-Каким настроением проникнуты персонажи картины? (Настроением грусти, печали) -Как вы это определили? (По выражению глаз мальчика и выражению глаз собаки) -Что могло произойти до того момента, который изображен на картине? (Может быть две версии: «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака»). -Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему , такое лицо, взгляд, глаза никого не могут оставить равнодушными. О красоте таких человеческих лиц Н.А.Заболоцкий даже стихотворение написал, осудив равнодушие, черствость, злобу. ^ Чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. -Вот сколько увидел Николай Заболоцкий, вглядываясь в лица! Согласны ли вы с автором, что по лицам можно многое прочесть? Цель урока: создать ТЕКСТ, правильно передав чувства и настроение героев картины. -Каким будет ваш текст по типу речи? Почему? (Описание) -Кого будете описывать? (Мальчика и собаку) -Чтобы глубже передать содержание картины, необходимо выразить свои мысли по проблеме любви и поддержки между человеком и собакой. Какой по типу речи будет эта часть сочинения? (Рассуждение). -Сколько частей будет в вашем сочинении? I. Вступление. II.Основная часть: - описание мальчика -описание собаки III. Вывод – рассуждение о значении дружбы в жизни людей и животных. ^ 4.Сбор материала к сочинению.I часть -Вспомните план описания внешности человека. (Лицо, глаза, поза, одежда) -О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е.Широкова? ^ Лицо: грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое. Глаза: задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью, печальные. Поза: сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку. Одежда: спокойных тонов, сине-серая. Чувства: одиноко, доверяет тайны, с любовью. II часть -А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку. ^ Порода: гладкая шерсть, черный окрас, Поза: лежит, положив голову на лапы. Глаза: грустные, добрые. III часть -Описанию чего вы уделите особое внимание? (Взаимоотношениям между человеком и собакой) -Какие произведения художественной литературы вы прочитали по данной теме? Приведите примеры верности собаки человеку и используйте их в своем сочинении. Задание: напишите рассказ по картине, озаглавьте его; включите в рассказ диалог.