Перед нами картина Абылхана Кастеева «Молодой Абай». Портрет Абая писали многие казахстанские художники, но, в основном, это были портреты Абая в зрелом возрасте, так как до нас дошла единственная фотография поэта, на которой изображен Абай за несколько лет до смерти. А. Кастеев сумел представить казахского просветителя в юном возрасте. Абай – совсем юный, ему здесь нет и семнадцати. Он еще ученик, а не учитель. Его взгляд устремлен вдаль, в руках – раскрытая книга. Вероятно, он что-то прочитал и теперь задумался над прочитанным. По-юношески нежная кожа, пухлое румяное лицо, красные губы. Однако, высокий чистый лоб, ясный пытливый взгляд, устремленный куда-то во вне, плотно сжатые губы, твердая линия бровей - все это указывает на то, что перед нами великий мыслитель. Так смотрят люди, захваченные какой-то неожиданной мыслью. Видимо, он только что прочел в книге что-то такое, что заставило его встать и пойти – все равно куда, только бы остаться одному. В этом взгляде есть что-то от великих мыслителей востока – Ибн-Сины, Омара Хайяма. Черная рубашка, сверху – зеленый бархатный камзол, на голове - черная тюбетейка. В одежде нет ничего лишнего, она выдает умеренность и опрятность хозяина. Черная рубашка, сверху – зеленый бархатный камзол, на голове - черная тюбетейка. В одежде нет ничего лишнего, она выдает умеренность и опрятность хозяина. В руках Абая раскрытая книга. Книга для Абая с юных лет была лучшим другом, он тянулся к знаниям. Автор использовал приглушенные цвета: темно-зеленый, серый, черный, бледно-розовый. Они передают настроение героя – задумчивость, созерцательность. А. Кастеев показал великую просветительскую роль Абая для казахского народа.