меня категорически уволить, потому что я, пребывая на службе в ночное время, уснул, Заранее благодарен.
Сторож Петров.
В данном заявлении произошло смешение стилей речи. «Служебной» называется записка, а не заявление; нельзя «категорически» уволить; в официальных документах не употребляют выражение «заранее благодарен».
- К какому стилю речи относится заявление? (Официально-деловому)
- А какие стили речи ещё есть в русском языке? Художественный, научный, разговорный, публицистический)
- Какова особенность художественного стиля речи? (В нём используются художественно-выразительные средства языка)
- Назовите их.
- Давайте обратимся к таким текстам
Всё вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света. Едва успев разгореться, светило начало краснеть над дальними лесными верхами. Царство безмолвного холода захватывало глубины небес и земного пространства.
Зимний день. Тонкая берёзка, одетая в сказочный наряд. Небольшая осиновая роща. Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега. Легко дышится морозным острым воздухом. Любуюсь небом, раскинувшимся над безмолвным лесом.
Задания к текстам:
Прочитайте выразительно текст (1 в. – текст 1, 2 в. – текст 2)
Зашифруйте орфограммы, т.е. составьте для соседа по парте словарный диктант из 6 - 8 слов своего текста, подчеркнув изученные вами орфограммы. Затем поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выделения орфограмм.
Проверка: Словарный диктант читают по 1 человеку с каждого варианта, ещё 2 добавляют свои примеры.
Представьте себе, что вы – учитель. Какие предложения для пунктуационного разбора из текста своего варианта вы бы предложили и почему? Запишите эти предложения в тетрадь, произведите разбор.
(Спросить тех же учеников, что читали словарный диктант и поставить оценки)
Сравните тексты: что общего (тема, идея, стиль и тип речи) и чем различаются (в 1 тексте двусоставные предложения, а во 2 – односоставные). Назовите грамматические основы.
Как вы думаете, односоставные предложения умаляют художественность, выразительность текста? Докажите. (Следует назвать художественно-выразительные средства из 2 текста)
- К сказанному вами я добавлю, что односоставные предложения сами по себе являются средством выразительности, украшают текст. И поэтому
тема нашего урока звучит так:
Роль односоставных предложений в художественном тексте.
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.
Многие поэты и писатели активно использовали такие предложения в своих произведениях.
- Предлагаю вам стать исследователями.
Класс делится на 3 группы по рядам, на каждую парту раздаю по карточке с текстом: 1 ряд – Тургенев «Лес и степь», 2 ряд – Бунин «Сосны», 3 ряд – Фет «Шёпот, робкое дыханье…» К каждому тексту даётся задание. На подготовку 4-5 минут.
На время выполнения работы включаю музыку, на экране – слайд с изображением пейзажа.
Текст Тургенева «Лес и степь», на фоне – портрет писателя)
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идёт к запаху ландышей… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо.
Задания к тексту:
Прочитайте текст выразительно.
Какие предложения по строению грамматической основы использует автор? (Односоставные и двусоставные)
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.
Задания к тексту:
Прочитайте текст выразительно.
Предложения какого типа в зависимости от грамматической основы использует писатель в начале представленного отрывка?
меня категорически уволить, потому что я, пребывая на службе в ночное время, уснул, Заранее благодарен.
Сторож Петров.
В данном заявлении произошло смешение стилей речи. «Служебной» называется записка, а не заявление; нельзя «категорически» уволить; в официальных документах не употребляют выражение «заранее благодарен».
- К какому стилю речи относится заявление? (Официально-деловому)
- А какие стили речи ещё есть в русском языке? Художественный, научный, разговорный, публицистический)
- Какова особенность художественного стиля речи? (В нём используются художественно-выразительные средства языка)
- Назовите их.
- Давайте обратимся к таким текстам
Всё вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света. Едва успев разгореться, светило начало краснеть над дальними лесными верхами. Царство безмолвного холода захватывало глубины небес и земного пространства.
Зимний день. Тонкая берёзка, одетая в сказочный наряд. Небольшая осиновая роща. Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега. Легко дышится морозным острым воздухом. Любуюсь небом, раскинувшимся над безмолвным лесом.
Задания к текстам:
Прочитайте выразительно текст (1 в. – текст 1, 2 в. – текст 2)
Зашифруйте орфограммы, т.е. составьте для соседа по парте словарный диктант из 6 - 8 слов своего текста, подчеркнув изученные вами орфограммы. Затем поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выделения орфограмм.
Проверка: Словарный диктант читают по 1 человеку с каждого варианта, ещё 2 добавляют свои примеры.
Представьте себе, что вы – учитель. Какие предложения для пунктуационного разбора из текста своего варианта вы бы предложили и почему? Запишите эти предложения в тетрадь, произведите разбор.
(Спросить тех же учеников, что читали словарный диктант и поставить оценки)
Сравните тексты: что общего (тема, идея, стиль и тип речи) и чем различаются (в 1 тексте двусоставные предложения, а во 2 – односоставные). Назовите грамматические основы.
Как вы думаете, односоставные предложения умаляют художественность, выразительность текста? Докажите. (Следует назвать художественно-выразительные средства из 2 текста)
- К сказанному вами я добавлю, что односоставные предложения сами по себе являются средством выразительности, украшают текст. И поэтому
тема нашего урока звучит так:
Роль односоставных предложений в художественном тексте.
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.
Многие поэты и писатели активно использовали такие предложения в своих произведениях.
- Предлагаю вам стать исследователями.
Класс делится на 3 группы по рядам, на каждую парту раздаю по карточке с текстом: 1 ряд – Тургенев «Лес и степь», 2 ряд – Бунин «Сосны», 3 ряд – Фет «Шёпот, робкое дыханье…» К каждому тексту даётся задание. На подготовку 4-5 минут.
На время выполнения работы включаю музыку, на экране – слайд с изображением пейзажа.
Текст Тургенева «Лес и степь», на фоне – портрет писателя)
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идёт к запаху ландышей… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо.
Задания к тексту:
Прочитайте текст выразительно.
Какие предложения по строению грамматической основы использует автор? (Односоставные и двусоставные)
Как они расположены?
(Идёт чередование односоставных и двусоставных предложений. Двусоставные означают быструю смену впечатлений, односоставные – меняют ритм)
Текст Бунина «Сосны», на фоне – портрет писателя)
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.
Задания к тексту:
Прочитайте текст выразительно.
Предложения какого типа в зависимости от грамматической основы использует писатель в начале представленного отрывка?