К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А.С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему.
Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я.К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А.С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А.М. Опекушина, П.П. Забелло, А.Р. Бока, Е.М. Ильенкова и И.И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса - А. Опекушина и П.П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П. Забелло – два. Предпочтение специальной комиссии под председательством академика Д.И. Гримма было отдано одному из проектов Александра Михайловича Опекушина, доселе работавшего на вторых ролях с М.О. Микешиным и в то время еще далекого от своей будущей известности. Позднее А. Опекушиным были созданы памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Дерпте, А.С. Пушкину в Петербурге и Кишиневе, Александру I и Александру II в Москве.
Общая высота памятника составила 11 метров, вес 374 пуда. Бронзовую статую отливали на заводе Кохуна в Петербурге. Она была помещена на удачный пьедестал (архитектор И.С. Богомолов), на котором появились пушкинские стихотворные строчки. С одной стороны было написано:
Слух обо мне пройдет
По всей Руси великой
И назовет меня
Всяк сущий в ней язык.
С другой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я
лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век Восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Примечательно, что по цензурным соображениям последнее четверостишие было дано в смягченной версии В. Жуковского. Третья строчка звучала как “Что прелестью стихов я был полезен”. Истину восстановили лишь в ходе празднования столетия со дня смерти А.С. Пушкина.
Пробудившаяся позднее всенародная любовь к памятнику оказалась лучшим свидетелем творческой удачи скульптора, ни в коей мере не обусловленной официальным одобрением властей.
К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А.С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему.
Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я.К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А.С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А.М. Опекушина, П.П. Забелло, А.Р. Бока, Е.М. Ильенкова и И.И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса - А. Опекушина и П.П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П. Забелло – два. Предпочтение специальной комиссии под председательством академика Д.И. Гримма было отдано одному из проектов Александра Михайловича Опекушина, доселе работавшего на вторых ролях с М.О. Микешиным и в то время еще далекого от своей будущей известности. Позднее А. Опекушиным были созданы памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Дерпте, А.С. Пушкину в Петербурге и Кишиневе, Александру I и Александру II в Москве.
Общая высота памятника составила 11 метров, вес 374 пуда. Бронзовую статую отливали на заводе Кохуна в Петербурге. Она была помещена на удачный пьедестал (архитектор И.С. Богомолов), на котором появились пушкинские стихотворные строчки. С одной стороны было написано:
Слух обо мне пройдет
По всей Руси великой
И назовет меня
Всяк сущий в ней язык.
С другой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я
лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век Восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Примечательно, что по цензурным соображениям последнее четверостишие было дано в смягченной версии В. Жуковского. Третья строчка звучала как “Что прелестью стихов я был полезен”. Истину восстановили лишь в ходе празднования столетия со дня смерти А.С. Пушкина.
Пробудившаяся позднее всенародная любовь к памятнику оказалась лучшим свидетелем творческой удачи скульптора, ни в коей мере не обусловленной официальным одобрением властей.