Мотив обмана мы находим в повести “Дубровский”: главный герой Владимир Дубровский предстает перед Троекуровым в качестве учителя-француза Дефоржа. Обманными акциями насыщены сказки Пушкина “Сказке о попе и его работнике Балде”, “Сказка о царе Салтане”. В повестях “Барышня-крестьянка” (переодевание Лизы) , “Станционный смотритель” (Минский притворяется больным) обман проявляется и как невинный розыгрыш, и как ловкая хитрость для достижения своих целей. Автор в этих произведениях не осуждает героев за обман, это сближает его произведения с фольклором, с авантюрным западноевропейским романом. Мотив обмана встречается в мировой культуре очень часто (2,с. 13),в мифах, сказках разных стран: троянский конь в греческой мифологии, в русских народных сказках “По щучьему велению”, “Волшебное кольцо”, “Конек-горбунок” и др. (10). В мифах и сказках положительные герои часто прибегают к обману, чтобы достичь своих целей, победить злые силы. В дохристианский период мировой истории не было абсолютного морального обмана (2,с. 13).С проникновением в сознание народов христианского мироощущения обман начинает восприниматься как грех. Это выражено, например, в русских пословицах: В правде Бог в неправде карает. Кто правдой живет, тот добро наживет. И в бедах люди живут, а в неправде пропадают. Всякая неправда – грех. Осуждение обмана звучит и в повести Н. Карамзина “Бедная Лиза” – Эраст наказан за обман: он несчастлив. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” больше всех наказана г-жа Простакова за желание обманным путем женить сына на Софье
“Пушкинисты”
Мотив обмана мы находим в повести “Дубровский”: главный герой Владимир Дубровский предстает перед Троекуровым в качестве учителя-француза Дефоржа. Обманными акциями насыщены сказки Пушкина “Сказке о попе и его работнике Балде”, “Сказка о царе Салтане”. В повестях “Барышня-крестьянка” (переодевание Лизы) , “Станционный смотритель” (Минский притворяется больным) обман проявляется и как невинный розыгрыш, и как ловкая хитрость для достижения своих целей. Автор в этих произведениях не осуждает героев за обман, это сближает его произведения с фольклором, с авантюрным западноевропейским романом.
Мотив обмана встречается в мировой культуре очень часто (2,с. 13),в мифах, сказках разных стран: троянский конь в греческой мифологии, в русских народных сказках “По щучьему велению”, “Волшебное кольцо”, “Конек-горбунок” и др. (10). В мифах и сказках положительные герои часто прибегают к обману, чтобы достичь своих целей, победить злые силы. В дохристианский период мировой истории не было абсолютного морального обмана (2,с. 13).С проникновением в сознание народов христианского мироощущения обман начинает восприниматься как грех. Это выражено, например, в русских пословицах: В правде Бог в неправде карает. Кто правдой живет, тот добро наживет. И в бедах люди живут, а в неправде пропадают. Всякая неправда – грех. Осуждение обмана звучит и в повести Н. Карамзина “Бедная Лиза” – Эраст наказан за обман: он несчастлив. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” больше всех наказана г-жа Простакова за желание обманным путем женить сына на Софье