Сколько-нибудь связные воспоминания начинаются у меня лишь с того
времени, когда мне было лет пять и когда мы жили в Калуге. Нас было тогда
трое детей: сестра моя Анюта была лет на шесть старше меня, а брат Федя
года на три моложе.
Детская наша так и рисуется перед моими глазами. Большая, но низкая
комната. Стоит няне стать на стул, и она свободно достает рукою до потолка.
Мы все трое спим в детской; были толки о том, чтобы перевести Анюту
спать в комнату ее гувернантки, француженки, но она не захотела и
предпочла остаться с нами.
Наши детские кроватки, огороженные решетками, стоят рядом, так что по
утрам мы можем перелезать друг к другу, не спуская ног на пол. Несколько
поодаль стоит большая нянина кровать, над которой высится целая гора
перин и пуховиков. Это нянина гордость. Иногда днем, когда няня в добром
расположении духа, она позволяет нам поваляться на своей постели. Мы
взбираемся на нее при стула, но лишь только взберемся мы на самый
верх, гора эта тотчас под нами проваливается, и мы погружаемся в мягкое
море пуха. Это нас очень забавляет.
Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежной
ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах – смесь ладана,
деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. Давно уже не
приходилось мне слышать нигде этого своеобразного запаха. Да я думаю, не
только за границей, но и в Петербурге, и в Москве его теперь редко где
услышишь; но года два тому назад, посетив одних моих деревенских
знакомых, я зашла в их детскую, и на меня пахнул этот знакомый мне запах и
вызвал целую вереницу давно забытых воспоминаний и ощущений.
Гувернантка-француженка не может войти в нашу детскую без того,
чтобы не поднести брезгливо платка к носу.
(По С. Ковалевской)
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите основную мысль текста.