Сперва нужно найти грамматическую основу: это подлежащее, которое подчёркивается 1 чертой и отвечает на вопросы: кто? что? Например: офицер (кто?); диван (что?). Сказуемое, которое подчёркивается 2 чертами и отвечает на вопросы: что делать? Например: катится (что делает?); спал (что делал?).
Затем нужно найти второстепенные члены: это обстоятельство, которое подчёркивается пунктир-точкой и отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? как? Например: в доме (где?); ярко (как?). Дополнение, которое подчёркивается пунктиром и отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Например: коту (кому?); о книге (о чём?). Определение, которое подчёркивается волнистой линией и отвечает на вопросы: какой? чей? Например: пушистый (какой?); наша (чья?).
Позже нужно сделать характеристику предложения: 1. Повествовательное (например: завтра мы пойдём в лес), побудительное (например передайте это письмо своему учителю) или вопросительное (например: когда ты будешь дома?). 2. Восклицательное (с восклицательным знаком) или невосклицательное (без !). 3. Распространённое (если присутствуют второстепенные члены предложения: красивая комната) и нераспространённое (если присутствуют только главные члены предложения: он ел). 4. Двусоставное (если есть и подлежащее, и сказуемое: я думал о школе) и односоставное (если есть только подлежащее или только сказуемое: думал о школе). 5. Сложное (если присутствую 2 грамматических основ: я пел, она танцевала) или простое (если присутствует 1 грамматическая основа). 6. Также предложение может быть осложнено однородными членами предложения, причастным, деепричастным оборотами, обобщающим словом, вводным словом.
Со схемой всё легко. Пример: я знал, что она останется дома. Схема: [—=], (что) [—=.]
Сказуемое, которое подчёркивается 2 чертами и отвечает на вопросы: что делать? Например: катится (что делает?); спал (что делал?).
Затем нужно найти второстепенные члены: это обстоятельство, которое подчёркивается пунктир-точкой и отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? как? Например: в доме (где?); ярко (как?).
Дополнение, которое подчёркивается пунктиром и отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Например: коту (кому?); о книге (о чём?).
Определение, которое подчёркивается волнистой линией и отвечает на вопросы: какой? чей? Например: пушистый (какой?); наша (чья?).
Позже нужно сделать характеристику предложения: 1. Повествовательное (например: завтра мы пойдём в лес), побудительное (например передайте это письмо своему учителю) или вопросительное (например: когда ты будешь дома?).
2. Восклицательное (с восклицательным знаком) или невосклицательное (без !).
3. Распространённое (если присутствуют второстепенные члены предложения: красивая комната) и нераспространённое (если присутствуют только главные члены предложения: он ел).
4. Двусоставное (если есть и подлежащее, и сказуемое: я думал о школе) и односоставное (если есть только подлежащее или только сказуемое: думал о школе).
5. Сложное (если присутствую 2 грамматических основ: я пел, она танцевала) или простое (если присутствует 1 грамматическая основа).
6. Также предложение может быть осложнено однородными членами предложения, причастным, деепричастным оборотами, обобщающим словом, вводным словом.
Со схемой всё легко. Пример: я знал, что она останется дома.
Схема: [—=], (что) [—=.]