СФОРМУЛИРУЙТЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Воздействие природных условий на историческую судьбу того или
иного народа сегодня является фактом общепризнанным. Естественно, люди,
заселившие берег африканской реки, смотрят на мир не так, как те, кто живёт
в бескрайней заснеженной тундре. Климат, особенности флоры
и фауны
определяют деятельность человека, формируют его культуру, накладывают
свой отпечаток на его художественное творчество.
Природа
и человек взаимосвязаны, но эта связь гораздо глубже, чем мы
привыкли себе это представлять. Дело не в том, что поэт, родившийся возле
моря, в стихах начнёт описывать огромные волны, а безграничную
человеческую душу будет сравнивать с океанскими просторами. Это всего
лишь внешний уровень, связанный с передачей непосредственных
зрительных или слуховых впечатлений.
Природа не только внешний фон или окружающая среда, она
проникает в сокровенные глубины человеческой души. Так, например, жизнь
возле моря, этой грозной природной стихии, заставляет думать о нашей
слабости перед лицом высших сил. Действительно, стоит дунуть ветру –
и рыбацкая лодка навеки исчезнет в пучине. Но сказанное вовсе не означает,
что все приморские жители являются фаталистами, покорно вверяют свою
жизнь в руки слепой судьбы.
Бури, туманы, постоянная угроза для жизни на Земле вызывают
у
человека не только страх, но
и жажду борьбы. Человек понимает, что в
поединке с судьбой он может положиться только на себя: на своё мужество,
на своё терпение, на своё упорство. Кто-то, встретив опасность, осторожно
отвернёт свою лодку
и укроется от бури в надёжной гавани, а кто-то дерзко
поднимет парус, рассчитывая с попутного ветра быстрее добраться
до нужной точки. Невозможно отрицать влияние природы на развитие
нравственных качеств людей, но невозможно отрицать
и другое –
человека сохранять своё высокое звание, несмотря на самые
неблагоприятные обстоятельства.
Основная мысль: человек - дитя природы, но, несмотря не ее всепроникающее влияние, человек владеет несгибаемой силой духа.
Объяснение: можно использовать в качестве основной мысли последнее предложение текста.