Сделайте 16 за 40 и 1. устраните двусмысленность фразы: исправь и запиши правильный вариант брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его. 2. какова роль буквы ь в словах: ночь, пишешь, бьют, конь? 3. подберите к словам границы, прочный, идти, потеря синонимы, речи торжественную окраску. 4. что означает выражение «бить баклуши», что вы знаете о его происхождении? 5. какими словами можно заменить слова: антракт, контролировать, лозунг? 6. определите состав слов: объявление, одновременно, заботливый. 7. определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 1) теперь три морковь для борща! и 2) у меня три карандаша: а) существительным; б) числительным; в) глаголом. 8. определите, какой частью речи являются слова: 1) обоими и 2) обоями в творительном падеже: а) существительным; б) числительным; в) глаголом. 9. определите синтаксическую роль числительных в предложениях: 1) у семи нянек дитя без глазу и 2) семь – нечетное число: а) подлежащее; б) сказуемое; в) дополнение; г) обстоятельство. 10. определите синтаксическую роль числительных в предложениях: 1) занятия в школе начинаются в восемь часов и 2) на лифте быстро поднялись на восьмой этаж: а) подлежащее; б) определение; в) обстоятельство; г) сказуемое. 11. укажите имена числительные в следующем ряду: 1) тройка, 2) тройник, 3) три, 4) трилогия, 12. укажите имена числительные в следующем ряду: 1) семилетний; 2) седьмой, 3) семиглавый, 13. укажите «лишнее» в данном ряду: 1) пятитомный, 2) пятитысячный, 3) пятый, 14. укажите, в каком словосочетании слово тысяча является: 1) числительным; 2) счетным существительным: а) с тысячью рублями, б) с пятью тысячами рублей. 15. укажите словосочетание существительное + числительное: 1) триста три карандаша, 2) трехсот трех карандашей, 3) тремстам трем карандашам, 16. укажите словосочетание существительное + числительное: 1) пятерка за ответ, 2) с пятью товарищами, 3) пятьдесят пять конвертов,
Устранить двусмысленность фразы:
Брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его. Правильный вариант:
Брат стоял около теленка, который щипал траву, и гладил его.
(всего лишь поставить запятую).
Задание 2.
Роль буквы Ь в словах:
ночь – указывает на форму сущ. ж. р., 3-го скл.;
пишешь – указывает на форму глагола во 2-м л. ед.ч. (наст. вр.);
бьют – разделяет согласн. и гласн.
конь – смягчает согласн.
Задание 3.
Синонимы, придающие речи торжественную окраску, к словам:
границы – рубежи,
прочный – незыблемый,
идти – шествовать,
потеря – утрата.
Задание 4.
Значение выражения «бить баклуши» - бездельничать.
Происхождение.
Баклушами ранее назывались закругленные деревянные чурки – заготовки для деревянной посуды. Процесс их изготовления был очень простой, не требующий знаний и умений. Люди посмеивались над этим нетрудным занятием, поэтому и закрепилось в языке выражение «бить баклуши» - бездельничать.
Задание 5.
Такими русскими словами можно заменить слова:
антракт – перерыв,
контролировать – управлять,
лозунг – призыв.
Задание 6.
Состав слов:
объ|явл|ени|е
(приставка*: об-, корень*: -явл-, суффикс -ени[й]-, оконч.: [э], основа: объявлени[й];
*здесь приставка и корень срослись, образуя корень - объявл-, но для 6-го класса лучше давать отдельно)
одн|о|врем|енн|о
(корни: -одн-, -врем-; суффиксы: -ен-, -н-, -о; соедин. гласная: о; основа: одновременно)
забот|лив|ый
(корень: -забот-, суфф.: -лив-, оконч.: -ый; основа: заботлив).
Задание 7.
Какой частью речи является слово ТРИ в предложениях:
1) Теперь ТРИ морковь для борща! - в) глаголом.
2) У меня ТРИ карандаша. - б) числительным.
Задание 8.
Какой частью речи являются слова:
1) обоими (Т. п.) - б) числительным.
2) обоями (Т. п.) - а) существительным.
Задание 9.
Синтаксическая роль числительных в предложениях:
1) У СЕМИ нянек дитя без глазу. - в) дополнение.
2) СЕМЬ – нечетное число. - а) подлежащее.
Задание 10.
Синтаксическая роль числительных в предложениях:
1) Занятия в школе начинаются в ВОСЕМЬ часов.
- в) обстоятельство
2) На лифте ребята быстро поднялись на ВОСЬМОЙ этаж.
- б) определение
Задание 11.
Имя числительное в следующем ряду:
3) три.
__
*1) тройка, 2) тройник, 4) трилогия – существительные.
Задание 12.
Имя числительное в следующем ряду:
2) седьмой
_
*1) семилетний и 3) семиглавый – прилагательные.
Задание 13.
«Лишнее» в данном ряду:
1) пятитомный (прилагательное)
__
*2) пятитысячный и 3) пятый - числительные
Задание 14.
В этом словосочетании слово тысяча является:
1) числительным: б) с пятью тысячами рублей.
2) счетным существительным: а) с тысячью рублями.
Задание 15.
Словосочетания «существительное(х) + числительное»:
2) трехсот трех карандашей(х),
3) тремстам трем карандашам(х)
__
1) триста три(х) карандаша
Задание 16.
Словосочетание «существительное(х) + числительное»:
2) с пятью(числ.) товарищами(х, сущ.)
__
3) пятьдесят пять(х, числ.) конвертов(сущ.).
Задание 17.
Постоянные морфологические признаки имени числительного:
1) простое или составное;
2) количественное* или порядковое;
3)* разряд для количественных (целое, дробное, составное).
Задание 18.
Числительные, состоящие из одного слова, называются ПРОСТЫМИ, а из нескольких слов – СОСТАВНЫМИ.
Задание 19.
Собирательное числительное входить в составное числительное
2) не может.
Задание 20.
Числительное, лишнее в данном ряду:
3) 514 (составное)
_
*1) 1 000 000 (миллион), 2) 11 (одиннадцать) - простые
2.В слове " ПИШЕШЬ" мягкий знак пишется так как к нему задается вопрос " ЧТО ДЕЛАЕШЬ?" <если в вопросе есть мягкий знак то и в слове он должен быть>
в слове "БЬЮТ" мягкий знак разделяет 2 буквы чтобы они читались и писались не слитно.
В слове конь " КОНЬ" мягкий знак смягчает букву "Н"
слово "НОЧЬ" так как оно 3 склонения женского рода- пишется мягкий знак
3.Граница - рубеж, межа, край, кромка
Прочный - крепкий, надежный, долговечный
Идти - шагать, двигаться, следовать
Потеря - утрата, расставание, убыток, лишение
4.Бить баклуши-бездельничать
5.Антракт- перерыв, контролировать- стеречь, лозунг- высказывание.
6.Одновременно : Одн корень, о суффикс,врем корень, енн суфикс, о окончание
Объявление : об приставка, явл корень, ен суффикс, и суффикс, е окончание
заботливый:забот корень,лив корень,ый окончание
7.1-в, 2-б
8.1)б (собирательное).
2)а
9.В первом - дополнение, во втором - подлежащее
10.1.в) 2.б)
11.3
12.2
13.1
14.1-б 2-а
15-1
16-3