Сделать краткий анализ текста Улыбка просветления
Седая учительница, в очках, с кипой тетрадей для контрольных работ под мышкой, рассеянная, стояла между двух сосен и мучительно рассматривала каждую пядь земли.
Так делала она каждый день с тех пор, как впервые пошла в школу, и, идя по пути, который пролегал через этот лес и двух сосен, вдруг почувствовала, что потеряла что-то очень важное. Она так и не поняла, что именно. Но сердце подсказывало: без него в школе ей будет трудно.
Вот и на этот раз приостановилась она по пути в школу и продолжала свои поиски.
Ученик, идущий в школу вслед за учительницей, тоже приостановился. Он и раньше замечал свою учительницу, что-то ищущую на корточках между соснами.
Прежде он не осмеливался подойти к ней, но теперь рискнул.
- Что вы делаете? – робко спросил он.
- Ищу! – хмуро ответила учительница, не взглянув на него.
- Что вы ищите?
- А какое тебе дело? – возмутилась учительница. – Иди в школу!
- Давно потеряли? – опять робко спросил ученик.
- Давно, давно, как стала учителем! А теперь иди и не мешай мне! – приказала она ему.
Но ученик не ушел.
- Вы уверенны, что потеряли именно здесь?
Учительница была на грани взрыва.
- Да, да, в этом лесу, где же еще я могла потерять? – разозлилась она, как будто ученик был виноват в ее беде.
- Хотите осторожно предложил ученик.
- Как ты когда сама не знаю, что ищу! – гневно обратилась она к мальчику.
Ей захотелось заплакать от досады.
- Почему? – не унимался ученик. – То, что вы ищите, должно быть, уже в землю ушло!
Он присел у первой сосны, пальцами выгреб яму и достал оттуда маленький ларчик.
- Вы это искали? – и он протянул ларчик учительнице.
Учительница с изумлением уставилась на необычный ларчик.
- Может быть… - пробормотала она рассеяно.
Мельком взглянула она на улыбающегося ученика. «Должно быть, он мой ученик, хочет угодить мне, хитрец!» - подумала она.
Она открыла ларчик и вынула из него обрывок древнейшего пергамента. На нем были написаны некие таинственные знаки. Учительница призвала все свои познания в языках и, наконец, на санскритском вычитала слова. С недоумением перечитала их несколько раз.
- А что там написано?.. Оно секретное?.. Очень-очень важное для вас? – спрашивал ученик. Но учительница так погрузилась в разгадку смысла слов, что забыла об ученике. Она даже не заметила, как ученик собирал разбросанные на земле тетради для контрольных.
Лицо учительницы постепенно менялось. Ученику казалось, что она становится красивой и доброй.
«Говорю тебе на ухо, ибо открываю тайну: Мощь Улыбка несет».
Она повторяла эти слова в душе, в сердце, в уме…
И, наконец, ее осенило.
Она улыбнулась. Улыбнулась так, как улыбается поэт своему озарению перед сотворением шедевра.
Ученик заметил сияние улыбки на лице учительницы, радостно воскликнул:
- Я же всем говорил, что она умеет улыбаться, но мне никто не верил… Теперь-то поверят! – и с этой радостной вестью побежал к друзьям.
Вслед за ним поспешила учительница, неся на лице Улыбку Просветления. Слезы радости, как жемчужины, окрашивали ее Улыбку.
«Пришла ко мне Мудрость Улыбки, и начнется сегодня моя истинно учительская жизнь!» Шагала она с такими мыслями и не замечала, что ногами своими топтала тетради для контрольных, которые выпадали из рук бежавшего впереди ученика. Они выстраивались в тропинку, ведущую к школе.
Такой текст можно проанализировать на нескольких уровнях. Сначала можно обратить внимание на описание персонажей и ученик-учительница драматической конфликта. Учительница изображается как седая, рассеянная и хмурая, что указывает на то, что она испытывает внутреннюю досаду и неудовлетворение. Ученик же предстает как робкий и открытый к диалогу.
Затем, в тексте обнаруживается момент смены настроения и обращения ситуации. В момент, когда ученик предлагает свою помощь учительнице, она начинает менять свое отношение к нему и продемонстрировать открытость. Она перестает видеть его как назойливого мальчика и начинает слушать его мнение и предложения.
Также, важным моментом является разоблачение учительницы и ее смена настроения. Ученик замечает, что то, что учительница ищет, уже давно ушло в землю. Это не только подсказывает, что учительница ищет что-то ненужное или утраченное, но и является символом ее прошлых неудач и разочарований.
Однако, самым важным моментом текста является переосмысление учительницей своей ситуации и осознание того, что ей нужно улыбаться и радоваться жизни. Это осознание происходит благодаря находке ученика - ларчика с таинственными знаками. Учительница улыбается и сияет радостью, и это приводит к изменению ее внешнего вида. Ученик замечает это изменение и радуется, что все наконец-то увидят, какая учительница умеет улыбаться.
Таким образом, текст "Улыбка просветления" включает в себя элементы внутреннего конфликта, смену настроения и восстановление внутренней гармонии. Он предлагает важное учение о том, что улыбка и радость могут привести к пониманию и просветлению.