Сделать комплексный анализ любого текста по этому плану: 1.прочитайте текст. 2.вспомните, что вы знаете о его авторе. если не знаете, постарайтесь узнать из справочной . 3.к какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (художественному, публицистическому, научному/ научно-популярному? ) 4.какого типа речи текст? (описание, повествование, рассуждение? ) 5.определите жанр текста. (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.? ) какое построение преобладает в тексте? 6.определите тему текста. 7.если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (почему именно такое заглавие выбрал автор? ) 8.разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план. 9.как связаны части текста? обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи . 10.как соотносятся начало и конец текста? 11.на каком приеме /приемах построен текст? ( сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и др. ) 12.отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора) . 13.понаблюдайте над лексикой текста: -найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; -найдите опорные слова в каждой части текста; -найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы; -найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении; -обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, . неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля; -выделите фразеологизмы (зачем они употреблены? ) ; -обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) . 14.понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков-, повторение гласных звуков -ассонанс). чего достигает автор их употреблением? 15.какими морфологическими средствами пользуется автор? (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц; 16.понаблюдайте над синтаксисом текста. 17.сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст) 18.каково ваше впечатление от текста? 19.для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным для сравнения.
1. Рассказ К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"
2. Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892 — 14 июля 1968) - известный русский советский писатель, классик отечественной и мировой литературы, чьи произведения давно стали сюжетными и стилистическими образцами пейзажной и лирической прозы. Более десяти лет преподавал в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Дважды номинировался на Нобелевскую премию в области литературы. Известность К. Г. Паустовскому принесла повесть «Кара-Бугаз». Среди других книг стоит отметить "Повесть о жизни" и "Чёрное море".
3. Стиль речи - художественный.
4. Тип речи - повествование с элементами описания.
5. Жанр текста - рассказ.
6. Тема текста - рассказ о рыжем коте, прозванным ворюгой, о человеческой доброте и милосердии к братьям нашим меньшим и ответной любви и благодарности прирученного животного. (Главные герои "поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки", но, увидев, тощего "огненно-рыжего беспризорника", передумали и накормили его, а в ответ кот отплатил неожиданным хозяевам "благородным поступком".)
7. Название есть - "Кот-ворюга". Автор не случайно выбирает такое название, потому что в тексте идет речь именно об этом коте, который "воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб", а еще о том, как целый месяц хозяева дома пытались выследить и поймать рыжего кота. Т.е. все события этого небольшого по объёму произведения так или иначе связаны именно с вороватым котом.
8. План:
1) Кот, потерявший всякую совесть.
2) Решение поймать рыжего разбойника.
3) Кот попался!
4) Что с ним делать?
5) Ужин для кота.
6) Благородный поступок кота-ворюги.
7) Новая кличка - Милиционер.
10. Начало и конец текста построены по принципу антитезы (противопоставления): воровство кота в начале рассказа - кот превращается в хозяина в финале произведения; решение людей во что бы то ни стало покарать разбойника и вора - любовь к голодному рыжему бродяге.
11. Среди основных приёмов построения этого рассказа можно выделить следующие: противопоставление (см. пункт 10); постепенное усиление чувства (чувства любви к несчастному голодному животному и ответной любви и благодарности кота), быстрая смена событий, динамичность повествования.
12. Основные образы рассказа:
А) кот - рыжий и ловкий разбойник, с разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста, кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит;
Б) Рувим, один из героев рассказа - человек, обладающий большим запасом жалости, милосердия и сострадания, у которого не поднялась рука наказать рыжего разбойника, когда кот был пойман;
В) Лёнька - мальчик-подросток, сын деревенского сапожника, автор отмечает, что он "славился бесстрашием и ловкостью". Но гораздо ценнее в мальчике другие качества - доброта, умение сострадать, видеть чужую боль, понимать причины воровства кота (не от хорошей жизни кот воровал еду), ведь это именно Ленька предложил, увидев, как истощен кот, накормить животное;
Г) сам автор - внимательный, тонко чувствующий мир человек, по роду занятий - писатель и путешественник. Именно умение откликаться всем сердцем на происходящее позволило ему написать такой пронзительный рассказ. Безусловно, что и автору тоже свойственны доброта, милосердие и отзывчивость. А еще автора отличает тонкий юмор, потому что читать этот рассказ без улыбки невозможно, настолько ярко и образно он написан.
13. Лексические особенности рассказа:
А) много разговорных слов, которые совсем не портят текст, а придают ему оттенок доверительности (обворовывал, беспризорник, тощий, запыхавшись, вой действовал на нервы, втащили, босяцкие выходки кота...)
Б) слова с "говорящими" суффиксами (Ленька, ворюга...)
В) фразеологизмы ("средь бела дня")
Изобразительно-выразительные языковые средства:
А) ряды однородных членов: "Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану". " Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. ..." "Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел".
Б) сравнения: "Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления". "Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу". " Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож".
В) контекстные синонимы: "Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит".
Г) эпитеты: "дикими глазами", "с ужасающим воем", "зелёными нахальными глазами", "с отчаянным воплем"...
Д) контекстные антонимы: "от рассвета до темноты"
14. Фонетические особенности не выявлены.
Продолжение анализа смотри в комментариях. Сюда всё НЕ поместилось.