с тестом по русскому языку 10 класс. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
1) Подорванное хозяйство еще может быть восстановлено разумными мерами. 2) Неизмеримо страшнее выглядит разру-шенное моральное здоровье нации, обесцененные нравственные критерии. 3) Длящаяся десятилетиями пропаганда, направлен¬ная на искоренение принципов и норм, основанных на совести, не могла не разрушить в народе самое понятие Добра и Зла. 4) Проповедь примата материальных ценностей привела к от¬рицанию духовных и пренебрежению ими. 5) Отсюда - неиз¬бежное одичание, бездуховность, утверждение вседозволеннос¬ти, превращение людей в эгоистических, утративших совестли¬вость, неразборчивых в средствах искателей легкой жизни, не стесненных этическими и моральными нормами. 6) Проросло карамазовское «все дозволено», практически вылившееся в готовность не стеснять себя ни в чем, сообразовывая поступки и поведение лишь с одним соображением: «Не попадаться!»
7) И если присовокупить ко всему этому шесть десятилетий запрета на собственное мнение, лишение права высказывания, отучившие людей мыслить и поощрявшие лакейскую психо¬логию, то надо еще подивиться вскормленной вековыми тради¬циями нравственной силе русского народа, не давшей ему оди¬чать окончательно, встать на четвереньки и благодарно захрю¬кать у корыта со скудным кормом, возле которого его обрекли топтаться...
8) Что же нужно России, чтобы обрести силу? 9) Нелегко, а может, и вовсе невоз¬можно кратко сформулировать ответ. 10)Должны истечь сро¬ки. 11) Должна когда-нибудь оправдаться всеобщая уверен¬ность, что дальше «так продолжаться не может». 12) В какой-то мере Идола подтачивает критика - камерная, глухая, под¬польная, но встречающая понимание и сочувствие. 13) И все же из всего, что с нами произошло, мыизвлекли только знание гибельных путей, того, что заводит в тупик, закабаляет человека, суживает его горизонты до миски с хлёбовом. 14) А вот как дать ему понять, что у него могут отрасти крылья? 15) Что есть мир высоких духовных радостей, перед которыми меркнут тус-клые и плоские идеалы материалистов? 16) Воздвигнуть его на подлинное братолюбие? 17) Мы этого не знаем.
18) И, может быть, вкладом в эти поиски путей является правдивый рассказ о отдельными крупицами кото-рого воспользуются - кто знает? - те, кому будет открыто, как вывести на путь
(По О.Волкову)
Задания.
1. В предложении 7 найдите глагол с приставкой, имеющей значение присоединения, приближения; укажите номер ударного слога в этом слове.
2. Из последнего абзаца выпишите слово, в котором происходит процесс озвончения глухого согласного.
3. Из предложений 6 – 15 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.
4. Укажите образования подчеркнутых слов.
5. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.
6. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным
7. Из предложений 15 – 18 выпишите возвратный(-ые) глагол(-ы).
8. Из первого абзаца выпишите действительное(-ые) причастие(-я времени.
9. Из предложений 6 – 7 выпишите производный предлог.
10. Из предложений 12—13 выпишите частицы.
11. Объясните правописание НЕ со словами в предложении 5.
12. Из предложения 2 выпишите все словосочетания со связью примыкание.
13. Из предложения 3 выпишите словосочетания, строение которых соответствует схеме причастие + существительное, где причастие выступает в роли главного слова. Укажите тип подчинительной связи.
14. Выпишите грамматическую основу из предложения 6.
15. Среди предложений 6-14 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
16. Из предложения 18 выпишите вводное слово; найдите и выпишите номер предложения, в котором эта конструкция является частью составного сказуемого.
17. Укажите номер СПП с последовательным подчинением придаточных.
18. Какие типы придаточных присоединяет ЧТО в предложениях 11 и 14? Определите часть речи, к которой принадлежит это слово в том и другом предложении, а также в предложении 8.
19. Выпишите номер простого предложения, осложненного обособленным определением и обособленным обстоятельством.
20. Выпишите номер сложного предложения, частями которого являются односоставные предложения
21. Запишите номер предложения, где тире – авторский знак.
22. Какое из предложений 8—18 связано с предыдущим с указательного местоимения? Напишите
номер этого предложения.
23. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используют¬ся в тексте? Напишите порядковые номера этих средств. Укажите цель использования каждого средства выразительности.
1) сравнение 2) ряды однородных членов
3) риторические вопросы 4) поэтическое обращение
5) синтаксический параллелизм 6) развёрнутая метафора