С ТЕСТОМ Определите сложноподчиненное предложение с придаточной частью причины: 
 A) Свою Москву мы не дали в обиду, как нас в обиду не дала она. 
 B) Даша слушала молча, не перебивая, часто закрывая глаза. 
 C) Уезжай сейчас же, а не то наговорю лишнего. 
 D) Это было совсем не похоже на него, но он молчал. 
 E) И снова я с людьми затем, что я поэт, затем, что молнии сверкают
 15. Определите сложноподчиненное предложение с придаточной частью образа 
 действия: 
 1 
 Князь Андрей умел поставить себя так, что все его боялись и уважали. 
 2 
 Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне. 
 3 
 Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась 
 4 
 Очнулся ночью, совершенно разбитый, больной. 
 5 
 Невидимая, посредине реки плывет лодка. 
 16.Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставится тире: 
 A) Про меня все люди скажут сердцем чист и не спесив. 
 B) Печален я со мною друга нет. 
 C) Шел дождь падал снег. 
 D) От солнца бегать света не видать 
 E) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки. 
 17.Укажите количество пропущенных запятых в предложении 
 По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах корабль одинокий несется 
 несется на всех парусах. 
 A) 2 
 B) 1 
 C) 4 
 D) 3 
 E) нет запятых 
 18.Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением: 
 A)Когда шел разговор, мы не подозревали, что ночь эта была самая страшная. 
 1 
 Mир не отнять у тех, чьи руки держали оружие, чьи глаза видели и навсегда 
 запечатлели в памяти ужасы войны. 
 2 
 Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает 
 3 
 Тот не мужчина, кто голову прячет, если он видит беду 
 4 
 Ум-океан, черпаешь –не кончается 
 19 Укажите предложение с пунктуационными ошибками: 
 А) Отгремел грозами июль, и лето вдруг сразу перемахнуло на осень. 
 В) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя. 
 С) Я как только вошел успел заметить, сумрачное расположение Ермолая. 
 D) Язык-это путь цивилизации и культуры. 
 Е) Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился. 
 20 Укажите бессоюзное сложное предложение со значением условия: 
 А) Ты не провожай меня: я дорогу знаю. 
 В) За окнами неслись облака, жарко светило солнце. 
 С) Заря разгоралась, раскрашивала небо золотыми полосами. 
 D) Любишь кататься-люби и саночки возить.
 Е) Солнце выглянуло-степь повеселела. 
 21 Укажите в каком предложении нужно поставить двоеточие: 
 А) На улице еще было пусто над крышами домов вставало солнце. 
 В) Льется теплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени. 
 С) Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов. 
 D) У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают. 
 Е) Раздался выстрел браконьеры бросились бежать. 
 22 Укажите неверное утверждение: 
 А) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных частей. 
 В) Сложносочиненными называются такие предложения, части которых соединены 
 сочинительными союзами. 
 С) Части сложноподчиненного предложения равноправны между собой. 
 D) Соподчинение – это такая связь, когда две (или больше придаточные) части относятся к 
 одной главной. 
 Е) подчинительные союзы не являются членами предложения, они служат для связи 
 придаточной части с главной. 
 23 Укажите сложноподчиненное предложение с соподчинением: 
 А) Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодной, что чай не согрел меня. 
 В) Умное животное следило за нами, точно хотело знать, что мы намерены делать. 
 С) Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю. 
 D) Ветер тянул с неприветливого севера. 
 Е) Зимы ждала, ждала природа. 
 24 Укажите сложное предложение с разными видами связи: 
 А) Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. 
 В) Каждый в нашей стране имеет право на труд, и закон охраняет это право 
 С) Перед рассветом звезды бесследно исчезают, небо расчищается, и медленно всплывает 
 солнышко. 
 D) Спал город, чернея листвой, домами белея. 
 Е) Когда охотник уходит в тайгу, он всегда оставляет в избушке спички, наколет сухих дров. 
 25 Укажите предложения с неправильной расстановкой знаков препинания при прямой 
 речи: 
 А) «Ах. Ты сердечный!» -подумала мать и вздохнула. 
 В) «Честное благородное слово,- краснея,