с русс лит ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Предмет:
Литература Класс: 8 3 четверть
Раздел 3 Сатира и юмор в литературе
Тема Личность и творчество А.П. Чехова создания комического эффекта в рассказе «Пересолил»
Цель урока сегодня на уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством А.П. Чехова, сформируете представление о своеобразии сюжетной композиции юмористического рассказа
Краткий тезисный конспект урока Имя Антона Павловича Чехова стоит в ряду с именами признанных во всем мире русских гениев, с которыми ассоциируется русская литература: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Художественные открытия оказали огромное влияние на литературу ХХ века. Творчество писателя – призыв к духовному освобождению.
Более подробную информацию по данной теме, вы сможете получить,
просмотрев презентацию (для просмотра нажмите дважды на левую кнопку мыши)
А также прочитав статью учебника на стр. 33 – 34.
Учебные задания Задание 1. Запишите данный материал в рабочую тетрадь.
Рассказ «Пересолил» относится к ранним юмористическим рассказам А.П. Чехова и содержит характерные для них черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристики героев, яркость «фоновых» деталей.
Юмор – художественный прием в произведениях литературы, основанный на изображении чего-либо в смешном виде.
Эффект смешного в рассказе создается следующими несоответствие ожидаемого и реального, речь героев, особенности композиции, несоответствие описания внешности героев и их поступков.
Задание 2. Прочитайте рассказ Чехова «Пересолил» и выполните по нему задания.
2.1. Письменно ответьте на вопросы:
1. Рассказ А.П. Чехова юмористический или сатирический? Докажите свой ответ
2. Почему землемер начинает врать?
3. Как ведут ездок и возница по отношению друг к другу? Что общего между ними?
4. За счет чего возникает комический эффект рассказа?
5. Почему рассказ называется «Пересолил»?
6. Обратите внимание на имена собственные в рассказе. В чем их символика?
2.2. Установите соответствие между элементами композиции и происходящими событиями.
1. Экспозиция А. Возница, со страху бросив лошадь, убегает
2. Завязка Б. Землемер все больше и больше врет. Нарастание действия происходит за счет усиления страха землемера
3. Развитие действия В. Землемер приехал на станцию Гнилушки
4. Кульминация Г. Оба продолжают путь вместе
5. Развязка Д. Землемер находит возницу
2.3. Каким видит Клима землемер? Заполните таблицу, пользуясь текстом произведения.
Внешний вид Клима Поступок