С раннего детства нужно учиться не только писать без ошибок, но и соблюдать
правильное произношение и ударение в устной речи. 2) Раздел науки о русском языке, который изучает правильное произношение звуков, грамматических форм и ударений в словах, называется орфоэпией. 3) Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. 4)Чтобы овладеть литературным произношением, нужно знать основные нормы родного языка, уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей.
5) Как же научиться правильно говорить? 6) Для этого важно вслушиваться в речь окружающих людей, слышать и себя как бы со стороны. 7) Брать пример необходимо с дикторов российского радио, актеров, чтецов, учителей русского языка и литературы. 8) Но главное, следует почаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка. 9) Они рассказывают о произношении конкретного слова, предупреждают или исправляют произносительную ошибку.
1.1 Сформулируйте и запишите основную мысль этого текста?
1.2 Какой тип речи использован в предложениях 4 – 9 ?
1.3. Объясните происхождение слова орфоэпия (предложение No2)
1.4. В каком словаре закреплены нормы произношения слов? Номер верного ответа обведите кружком.
1) Этимологический словарь;
2) фразеологический словарь;
3) орфоэпический словарь;
4) орфографический словарь.
1.5. Дайте письменный ответ на во Как же научиться правильно говорить?», используя приемы сжатия текста во втором абзаце (предложения 4 – 9).
Часть II
К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.
2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) якорь;
2) земля;
3) уголь;
4) пояс.
2.2. Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»? 1) оригинальный;
2) антикварный;
3) устаревший;
4) необычный.
2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным разглядеть;
2) безделица;
3) связка;
4) тишь.
2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении? 1) С трудом двигаются усталые лошади.
2) Поезд движется со скоростью 60 км. в час.
3) Дети постоянно двигают мебель в гостиной.
4) Им движет чувство сострадания.
2.5. В каком предложении есть словосочетание существительное + порядковое числительное?
1) пять книг;
2) пятью товарищами; 3) пятый вагон;
4) лет пять.
2.6.
Укажите отрицательное местоимение 1) свой;
2)себя;
3)никто;
4) кто-то
2.7. Каким членом предложения является выделенное слово?
Знание в юности – это мудрость в старости. 1) подлежащим;
2) сказуемым;
3) дополнением;
4) обстоятельством.
Часть III
Раскройте скобки, вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания.
Счас...ливая невозр...тимая пора детс...ва! Как не любить как не леле...ть восп...минаний о ней? Восп...минания эти осв...жают возвышают мою душу и служат для меня источником жела...ых насл...ждений.
Наб...гавшись досыта, сидиш..., бывало, на те(р, рр)а(сс, с)е за чайным столом на своем высоком кресл...це. Уже поз...но ты давно вып...л свою чашку чая с м...локом сон смыка...т глаза но не трога...ш...ся с места. Сидиш... и слуша...ш... зачарова...о стрекот ц...кад. И как не слушать! Звуки эти так сладки так пр..ветливо заманч...вы!
Какой это огромный и необ...ятный мир в котором мы ж...вем! И как хорошо что сущ...ствуют такие уд...вительные места! Где можно пр...даст...ся восп...минаниям где как будто слыш...ш... чей-то голос «Слушай и запоминай!»
(по Л. Толстому).
Вариант 2
Часть I
Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5
1)Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких во и ничего не объяснял. 2) Я подумал: должна же быть причина такого необычного поведения странного человека, поэтому и обратился к главному мудрецу города.
3) И вот что поведал мне старец: «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. 4) За несложными фразами пришли несложные мысли. 5) Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией.
6) Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему относился без эмоций.
7) Затем он потерял знак во и перестал задавать всякие во Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.
9) Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 10) К концу жизни у него остались только кавычки, и он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 11) Берегите...»
1.1. Выразите основную мысль высказывания мудрого старца (предложения 3 – 10), дописав последнее предложение.