С каким утверждением нельзя согласиться? Дайте правильный вариант.
Союз – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
Между однородными членами , соединенными одиночным союзом И, запятая не ставится.
Союзы не являются членами предложения.
Союзы не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
II. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К противительным союзам относятся: 1 . да , 2. а, 3. либо, 4. зато.
Б. К разделительным союзам относятся: 5. то-то, 6. или, 7. не то – не то, 8. но.
III. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд.
1. Для родины своей ... сил, ... жизни не жалей. /Пословица/
2. Всякое дело надо делать хорошо, ... взялся за него. /М. Горький/
3. Митраша запер компас, ... стрелка в пути зря не дрожала /М. Пришвин/
4. ... вывелись утята, мы первое время держали их в кухне /М. Пришвин/
5. Добрая пословица не в бровь, ... в глаз. /Пословица/
IY. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания.
На бесконечном, на вольном блеск и движение грохот и гром. /Ф. Тютчев/
Далекий выстрел треснул раскатисто и глухо. /Б. Полевой/
Над обрывом курится огонек и едкий дым сползает на реку. /К. Короленко/
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. /А. Пушкин/
Y. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала предложение с одноразовыми членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые!
Взошло солнце и ... .
YI. Закончите предложение так, чтобы получилось предложения, выражающие:
а/ временные отношения; б/ причинные отношения; в/ целевые отношения.
Нужно обливаться холодной водой ... /когда? почему/ с какой целью?/
YII. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ.
1. Дождь прекратился так/же/ внезапно, как начался. /А. Линдгрен/
2. Взглянув на его добродушное курносое лицо, Расмус то/же/ рассмеялся. /А. Линдгрен/.
3. И в следующую ночь подводчики делали привал, а так/же/ варили кашу. /А. Чехов/
4. Все то/же/ по мосту колеса держали свой тяжелый лад. /А. Твардовский/
YIII. Различайте союз и другие части речи! Найдите и запишите предложения, в которых употреблены местоимения с предлогами или частицами.
На палубе было холодно и сыро, за/то/ можно было любоваться алмазным блеском Венеры. /К. Паустовский за/то/, что ты мне. /В. Арсеньев/
3. Стрелок поискал глазами, во что/бы/ прицелиться. / В. Катаев/
4. На то и щука в море, что/бы/ карась не дремал. /Пословица/
IХ. К какой части речи относится слово КАК в предложении? Поясните свою точку зрения.
1. Но, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга. /К. Чуковский/
2. Как ты поступишь с ним?
ответ:I. С таким утверждением нельзя согласиться:
Производные союзы возникли давно и сейчас нельзя объяснить, от каких слов они произошли.
II. Это нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными:
А. К целевым подчинительным союзам относятся:
4) ЕЖЕЛИ БЫ (к условным!)
Б. К условным подчинительным союзам относятся:
5) ЛИШЬ БЫ (к целевым)
III. Союз по значению, разряд:
1. И комар лошадь повалит, ЕСЛИ медведь подсобит. /подчинит. условный/
2. Мне стало очень приятно, КОГДА я познакомился с этим мальчиком. /подчинит. времени/
3. Не имя красит человека, А человек – имя. /сочинит. противительный/
4. Весной И летом цветет сирень? /сочинит. соединительный/
5. Гнездо скворец устраивает очень глубоко, ЧТОБЫ туда не пролезла лапой кошка. /подчинит. цели/
IY. В таких предложениях союз И связывает однородные члены:
И туман, И непогоду осень поздняя несет. /А. Пушкин/
Мелодия, гармония И ритм неисчерпаемы. /П. Чайковский/
Y. Продолжение предложения.
Простое:
Повалил частый снег и засыпал все дороги.
Сложное:
Повалил частый снег, и все окуталось белой пеленой.
YI. Предложение закончено так, что получилось предложение, выражающее:
а/ временные отношения /когда? /:
Знание иностранного языка необходимо, КОГДА выезжаешь за границу.
б/ причинные отношения /почему/:
Знание иностранного языка необходимо, ТАК КАК предстоят поездки в зарубежье.
в/ условные отношения /при каком условии?/ :
Знание иностранного языка необходимо, ЕСЛИ нужно пообщаться с приезжими иностранцами.
YII. Предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ
(Одно! В ост. случаях – раздельно):
От дождя женщины спрятались под дубом, нам ТАКЖЕ пришлось искать пристанище.
YIII. Предложения, в которых употреблены МЕСТОИМЕНИЯ с предлогами или частицами:
Кайся, да опять ЗА ТО не принимайся! /Пословица/
ЧТО БЫ он ни затеял, всему сопутствовала тревога. /Е. Дулова/
IХ. К такой части речи относится слово ПО/ТОМУ/ в предложении:
О людях надо судить (по чему?) ПО ТОМУ, сколько и как они в жизни сделали. (местоимение с предлогом: можно задать вопрос, член предложения – дополнение)
Я не спешил, ПОТОМУ ЧТО твердо знал, что не опоздаю.
(подчинительный союз причины: нельзя задать вопрос, не является членом предложения)