Русский язык, Сделайте разбор пяти причастий (на выбор) из данного текста.
(Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!
Некоторые предприятия сливают неочищенные химические отходы в чистые водоемы. Рыба неживущая в грязной воде погибает. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной не пригодна для еды. Непонимающие или нежелающие понять и решать проблемы директора заводов только пожимают плечами. А в это время невыдерживающая загрязнения природа гибнет. В наше время уже нельзя пить некипяченую воду. Не загрязняйте водоемы!*
1. "предприятия слывают (не)очищенные химические отходы"
В данном случае причастие имеет форму слывают (от глагола слыть) и стоит перед существительным "предприятия". Это причастие отрицательно и указывает на то, что химические отходы не являются очищенными. Процесс неученичества:
а) Определить форму глагола: слыть.
б) Склонять глагол "слыть" в третьем лице множественного числа настоящего времени: "слывают".
в) Проверить отрицательную частицу "не", которая указывает на отрицательный характер действия – химические отходы не являются очищенными.
2. "воды"
В этом случае причастие стоит после существительного "вода". Оно указывает на то, что вода замутнена и не чиста. Процесс неученичества:
а) Определить форму глагола: мутить.
б) Склонять глагол "мутить" в настоящем времени, единственном числе: "мутена".
в) Проверить отрицательную частицу "не", которая указывает на отрицательный характер действия – вода не является чистой.
3. "живущая"
В данном случае причастие стоит после существительного "рыба". Оно указывает на то, что рыба активно существует или находится в живом состоянии. Процесс неученичества:
а) Определить форму глагола: жить.
б) Склонять глагол "жить" в настоящем времени, единственном числе, женском роде: "живущая".
4. "погибающая"
В данном случае причастие стоит после существительного "рыба". Оно указывает на то, что рыба находится в процессе гибели или умирает. Процесс неученичества:
а) Определить форму глагола: погибать.
б) Склонять глагол "погибать" в настоящем времени, единственном числе, женском роде: "погибающая".
5. "пребывающая"
В этом случае причастие стоит после существительного "природа". Оно указывает на то, что природа находится в состоянии пребывания или нахождения. Процесс неученичества:
а) Определить форму глагола: пребывать.
б) Склонять глагол "пребывать" в настоящем времени, единственном числе, женском роде: "пребывающая".
Таким образом, пять причастий из данного текста и их объяснения:
1. (Не)очищенные (глагол - очистить) - химические отходы не являются очищенными.
2. (Не)чистые (глагол - чистить) - вода не является чистой.
3. (Не)живущая (глагол - жить) - рыба активно существует и находится в живом состоянии.
4. (Не)прогодная (глагол - пройти) - рыба, сохранившаяся в грязной воде, не пригодна для еды.
5. (Не)пребывающая (глагол - пребывать) - природа находится в состоянии пребывания, не выдерживая загрязнений.
Описанный разбор причастий помогает понять значения слов и создает ясную связь между глаголами и существительными в предложении.