РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжестве(н, нн)ую тишину, которая ц…рит (в) нём. Особе(н, нн)о хорошо в густом ельник…, где (нибудь) на дне глубокого лога.
Между древесными стволами обросшими (в) течени… дес…тилетий седым мхом и узорч…тыми лишаями (кое)где проглядывают клочья неба.4 Свесившиеся лапчатые ветви д…ревьев кажут…ся какими(то) гиган(ск/тск)ими руками. Ф…нтастический характер пр…дают картине леса гр…мадные папоротники, которые топорщ…тся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрад…вает малейший звук и вы точно идёте по ковру. Пр…бавьте (к) этому слабое осв…щение падающее3 косыми полосами сверху2.
Как(то) (не)много жу(т/д)ко (с/з)делается, когда прямо с со…нцепёка в…йдёшь в густую тень вековых елей.
(Не) смотря на тишину и покой, птицы (не) любят такого леса и предпочитают держат…ся в молодых зар…слях. В настоящ… лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел. Изредк… ухает филин, (в)далеке надрывается кукушка.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку.)
2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1. (В) течени… вечера звучала музыка.
2. О финале этой истории я узнал (в)последстви...
3. (В)следстви… непогоды вылет задерживается.
4. (На) встречу с выпускниками пришли все учителя.
4
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1. Он говорил мне то (же) самое, что и ты.
2. Надо много работать, что (бы) добиться успеха.
3. Наступает жара, и утренние голоса смолкают, за (то) оживает мир насекомых.
4. Мой отец любил охоту так (же), как и его старший брат.
5
Поставьте знак ударения в следующих словах:
СОГНУТЫЙ, ПОЗВОНИТ, ДОЧИСТА, БАНТЫ.
6
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1. По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
2. Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
3. В связи с ростом правонарушений на дорогах ГИБДД провела месячник безопасности движения.
4. Природа, точно прикрытая вуалью, пряталась за прозрачную матовую дымку.
7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Взмахнув крыльями птица улетела.
2. Воробей неожиданно взлетев исчез в светлой зелени сада.
3. Приходилось сидеть сложа руки и думать.
4. За окном летела сорванная ветром с деревьев листва.
8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тучи поспешно сбегали с неба усеянного ярко мерцавшими звёздами.
2) Ничего не соображая от ужаса Гаврик бросился вперёд.
3) Они выбрались на поляну заросшую камышом и местами залитую водой.
4) Ребята изучая историю мы глубже понимаем свою страну.