Русский,итоговая работа Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В12.
(1) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливостью в одежде, - рас явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (2) Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда опасения. (3) Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (4) Это происходит полусознательно. (5) Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (7) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них. (8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (9) Ведь он уверен, что его слово и так весомо. (10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (12) Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (13) Но хоть и трудно – это надо, надо. (14)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает» (Д.С.Лихачёв)
А1. Какое из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
1) Язык является важнейшей частью нашего общего поведения в жизни.
2) Научиться хорошей, интеллигентной речи невозможно.
3) Сильный, уравновешенный человек не будет без необходимости громко говорить, кричать, ругаться.
4) Грубость в языке, в манерах – признак слабости, а не силы.
А2. В каком предложении отражена основная мысль текста?
1) 2;
2) 5;
3) 12;
4) 14
А3. В каком из предложений автор использует СИНОНИМЫ?
1) 2;
2) 3;
3) 10;
4) 13
А 4. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
1) Ирония (2) – скрытая насмешка.
2) Циничный (6) – наглый, грубый, неприличный.
3) Интеллигентная (12) – культурная, выразительная, спокойная.
4) Личность (14) – фамилия, имя, отчество человека.
В1. Из предложений 1 – 5 выпишите существительное, которое не употребляется без НЕ.
В3. Из предложений 6 – 9 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
В4. Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отыменных прилагательных, образованных от основы на -Н при суффикса –Н- , пишется НН».
В5. Определите тип односоставного предложения № 12.
В6. Среди предложений 5-8 найдите предложение с НЕОБОСОБЛЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, выраженным причастным оборотом. Напишите его номер.
В7. Определите вид связи слов в словосочетании УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК (предл. 8).
В8. Замените словосочетание НЕРЯШЛИВОСТЬ В ОДЕЖДЕ (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Среди предложений 10 – 14 найдите такие, в которых тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Запишите номера этих предложений.
В10. Среди предложений 8-11 укажите то, в котором есть ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Напишите его номер.
В 11. Из предложения 2 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.
В 12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 5? Напишите ответ цифрой.