Русский 9 класс
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
2 вариант
1.Расставьте знаки препинания в БСП, обоснуйте выбор (укажите союз и значение предложения)
1.Лес рубят щепки летят
2.Нужда скачет нужда пляшет нужда песенки поёт
3.Шестнадцать лет служу такого ещё со мной не было
4.Мне стало совестно я не выполнил домашнее задание
5.Солнце дымное встаёт будет день горячий

2. Какой из знаков препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением сравнения:
1) тире 2) точка с запятой 3) двоеточие
3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо. (4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом лебедь Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В. Свинцов)

4. Среди предложений 1-5 найдите сложное (-ые) бессоюзное (-ые) предложение
(-я). Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями.
(4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В. Катаев).

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

6. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.
Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.
Вторая часть БСП имеет присоединительное значение.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Будут деньги ( ) поедем на всё лето к морю.
1) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.
2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.
3) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение вывода.
4) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

8. Соотнесите схемы и соответствующие предложения. (Знаки препинания в предложениях не расставлены):
а) [ ] : [ пояснение ]. б) [ условие ] – [ ]. в) [ ] , [ ]. г) [ ] ; [ ].
1) Дубровский между тем лежал в постели уездный лекарь не совершенный невежда успел пустить ему кровь.
2) На клумбе белели ромашки синели незабудки.
3) Глубже пахать больше хлеба видать.
4) Павел мгновенно почувствовал наконец-то подул долгожданный южный ветерок.

9. Из предложений составьте три сложных предложения, используя различные средства связи (сочинительную, подчинительную, бессоюзную):
1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело

Evka07 Evka07    1   16.05.2020 00:29    121

Ответы
alyaagafonova alyaagafonova  16.01.2024 09:04
1. Лес рубят, щепки летят.
В данном предложении подлежащее (Лес) и сказуемое (рубят) разделены запятой, так как союз "и" имеет значение сочинительного предложения, то есть объединяет две однородные части предложения. Части предложения "щепки летят" описывают действие, которое происходит одновременно с действием "лес рубят".

2. Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт.
В данном предложении каждая часть предложения (Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт) разделена запятой, так как союза между ними нет, а каждая часть предложения выполняет одну и ту же функцию - описывает действие, связанное с темой предложения (нужда). Таким образом, это бессоюзное предложение.

3. Шестнадцать лет служу, такого ещё со мной не было.
В данном предложении две части предложения (Шестнадцать лет служу и такого ещё со мной не было) разделены запятой, так как союз "такого" имеет значение сочинительного предложения и связывает две однородные части предложения. Первая часть предложения описывает действие ("служу"), а вторая часть - говорит о том, что ни разу за все эти годы не было ничего подобного.

4. Мне стало совестно, я не выполнил домашнее задание.
В данном предложении две части предложения (Мне стало совестно и я не выполнил домашнее задание) разделены запятой, так как союз "я" имеет значение сочинительного предложения и связывает две однородные части предложения. Первая часть предложения описывает чувство вины ("Мне стало совестно"), а вторая часть - говорит о том, что домашнее задание не было выполнено.

5. Солнце дымное встаёт, будет день горячий.
В данном предложении две части предложения (Солнце дымное встаёт и будет день горячий) разделены запятой, так как союз "будет" имеет значение сочинительного предложения и связывает две однородные части предложения. Первая часть предложения описывает факт восхода солнца, а вторая часть - говорит о том, что весь день будет жарким.

6. Знак препинания, который ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением сравнения - тире.
В данном случае тире используется для разделения двух однородных частей предложения, которые выполняют функцию сравнения. Тире указывает на сравнительные отношения между этими частями предложения и выделяет их внимание читателя.

7. Сложным бессоюзным предложением является предложение под номером (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана.
В данном предложении две части предложения (Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши и вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана) разделены знаком препинания - точкой с запятой. Это типичный пример сложного бессоюзного предложения, в котором каждая часть предложения описывает различные детали ситуации, не связанные между собой союзами.

8. Сложное (-ые) бессоюзное (-ые) предложение (-ия) имеет номер (-а) (2) Колеса застучали по мостовой.
В данном предложении нет союзов и оно состоит из одной части, которая описывает действие и звук колес, стучащих по мостовой. Таким образом, это сложное бессоюзное предложение.

9. Постановка двоеточия в данном предложении объясняется тем, что вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Двоеточие используется для выделения информации, которая объясняет или раскрывает содержание первой части предложения. В данном предложении вторая часть предложения "будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле" поясняет и раскрывает смысл того, что было сказано в первой части - что было принято решение о посвящении будущего лета путешествию по Владимирской земле.

10. Постановка тире в данном предложении объясняется тем, что вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Тире в данном предложении используется для выделения информации, которая поясняет и раскрывает содержание первой части предложения. В данном случае, вторая часть предложения "это залаяла соседская собака" объясняет, что именно было услышано в первой части - что запах являлся лаем соседской собаки.

11. Пунктуация в данном предложении объясняется тем, что ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.
Тире в данном предложении указывает на условие совершения действия, которое описывается в первой части предложения. Таким образом, это игра слов, где первая часть предложения "Будут деньги" является условием для совершения действия, о котором говорится во второй части.

12. Схемы и соответствующие предложения:
а) [3] : [пояснение] - Глубже пахать, больше хлеба видать.
б) [2] – [условие] - Ночью ударил первый морозец, видно с ветерком.
в) [1] , [пауза] - Дубровский между тем лежал в постели, уездный лекарь не совершенный, невежда успел пустить ему к
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык