Родной русский язык Тема: «Виды преобразования текстов» 1. Прочитайте тексты, в которых говорится о государственном языке нашей страны. Предположите, какой из текстов взят с сайта «Президент России — гражданам школьного возраста» (http://детям.президент.рф).
1) По Конституции России русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации, однако республикам дано право устанавливать и свои государственные языки. Согласно Основному закону человеку и гражданину предоставлено право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Конституция также гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
2) Задача: Государственным языком Российской Федерации на всей её территории
объявляется русский язык.
Это значит, что (выбери правильный вариант ответа):
а) граждане Российской Федерации обязаны на всей территории нашей страны в публичных местах разговаривать друг с другом только на русском языке;
б) если иностранец на своём языке спрашивает, как пройти в музей, ему нельзя отвечать. Пусть ходит с переводчиком;
в) если гражданин Российской Федерации не понимает русского языка, то он на всей территории нашей страны не может работать ни полицейским, ни лётчиком, ни врачом «скорой и вообще не может находиться на государственной службе;
г) пока гражданин Российской Федерации не выучит русский язык, его не выпустят за границу.
2. Объясните (УСТНО), какие языковые средства, особенности построения текстов вам сделать выводы. Какие примеры вы могли бы привести, рассказывая ученику 5—6го класса о государственном языке Российской Федерации?
3. Представьте информацию любого из этих текстов в виде схемы, рисунка.
II. Аннотация как переработки текста.
Аннотация (от лат. аnnotatio — «замечание») — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание и дающая иногда их оценку.
Если в реферате статья сокращается в три-четыре раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — это текст из трёх-четырёх предложений, иногда и меньше, независимо от объёма основного текста.
Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, коротко передать суть книги.
1. Изучите данную ниже структуру аннотации. Обратите внимание на языковые средства, которые могут использоваться в тексте аннотации.
- Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
- Тема статьи (книги). Статья (книга, монография и т. п.) посвящена (теме, вопросу, проблеме)...
- Проблематика. В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы...; даётся анализ (характеристика, описание)...; приводятся результаты...; излагается теория (история, методика, проблема, вопрос)...; исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства)... и т. д.
- Адресат. Статья (книга) предназначена для специалистов в области...; Статья представляет интерес для (широкого круга читателей)... и т. п.
2. Возьмите любой учебник или художественную литературу и найдите на титульном листе аннотацию.
- По какому признаку вы узнали её?
3.Орфографический и пунктуационный практикум.