РИТОРИКА ! НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ ЛЮБЫЕ 5 УПРАЖНЕНИЙ! Упражнение 2. Расставьте ударение в следующих словах. От-метьте факты вариантного ударения, укажите случаи, когда ударе-ние зависит от значения слова. При затруднениях в процессе вы-полнения этого и следующих заданий используйте словари, ука-занные в библиографическом разделе.
Алкоголь, аналог, баловать, безудержно, береста, вало-вой, вероисповедание, генезис, диспансер, добыча, досыта, духовенство, еретик, жалюзи, завидно, завсегдатай, заржа-веть, иначе, индустрия, искра, каталог, квартал, камфара, комбайнер, красивее, кремень, кулинария, кухонный, манит, недосоленный, нормировать, обеспечение, облегчить, одно-временный, оптовый, партер, петля, позвонит, похороны, пу-ловер, сливовый, статуя, столяр, счастливый, творог, тотчас, уведомить, феномен, ходатайствовать, цыган, черпать, шо-фер, щавель, экскурс, эксперт.
Упражнение 3. Выпишите сначала слова, где под ударением произносится "О", затем слова, в которых под ударением произно-сится "Е", а затем слова, в которых возможно вариантное произ-ношение "О/Е". Отметьте случаи, когда в зависимости от места ударения слова различаются по значению.
Акушер, афера, белесый, береста, блеклый, бытие, голо-ледица, гренадер, единоплеменный, желчь, заем, инопле-менный, истекший, маневры, местоименный, наемник, небо, недоуменный, околесица, опека, оседлый, осетр, острие, преемник, ременный, сие, слезный, трехведерный, хребет.
Попробуйте объяснить, почему наши современники почти не употребляют букву «ё», что бы распространению правильного произношения?
Упражнение 4. Выпишите сначала слова, где согласный перед буквой "Е" произносится мягко, затем слова, в которых согласный перед "Е" произносится твердо, а затем слова с вариантным произ-
ношением согласного перед "Е". По какому словарю легче всего уточнить значения этих слов? Чем можно объяснить вариантность произношения подобных слов?
Атеист, бандероль, бенефис, бизнесмен, дегенерат, де-кан, дебют, депо, диспансер, идентичный, индекс, кабаре, компетенция, кратер, кредо, крейсер, кузен, нейрохирург, не-офит, презент, рейтинг, реквием, реликвия, свитер, сепсис, сессия, тенденция, текст, тембр, фонетика.
Упражнение 5. Укажите случаи, когда на месте сочетания "ЧН" обязательно произносится "ШН" и когда допустимо произ-ношение "ШН". В чем особенности "старомосковского" произно-шения сочетания "ЧН"?
Булочная, гречневый, конечно, конечный, молочница, нарочно, прачечная, порядочный, пустячный, скучный, яич-ница.
Примечание: Люди с филологическими могут заменить это задание подготовкой сообщения на тему «Старомос-ковский вариант русского литературного произношения».
Упражнение 6. Прочитайте вслух следующие слова. Какие орфоэпические ошибки встречаются при их произношении? Пред-ставьте себе, что вы работаете учителем русского языка в Америке и американские дети читают эти слова точно по буквам. Что вы скажете своим ученикам?
Бесчестье, брезжущий, брусчатый, бульон, вожжи, диета, дрожжи, йод, материал, павильон, подписчик, сообщник, уезжать, чересчур.
Упражнение 7. Вариант для обычных учащихся: В зависимо-сти от окончания именительного падежа множественного числа распределите следующие существительные по трем группам: а) с окончанием И/Ы, б) с окончанием А/Я, в) с вариантным окончани-ем. Укажите случаи, когда выбор зависит от значения слова или от его стилистической окраски.
Адрес, архитектор, баобаб, бас, блюдо, бухгалтер, бу-фер, волос, голос, договор, доктор, директор, инженер, ин-спектор, катер, корпус, купол, лектор, месяц, образ, орден, ордер, отпуск, орленок, поршень, пояс, пропуск, профессор, рапорт, сектор, слесарь, слог, тон, тополь, торт, трактор, учитель, фронт, хлеб, цвет, цех, циркуль, шофер, якорь.
Вариант для людей с филологическими : Подго-товьте выступление на тему «Вариантность окончаний у русских существительных в форме именительного падежа».
Упражнение 8. В детской речи нередко приходится слышать ошибочные формы родительного падежа множественного числа существительных. Например, малыши говорят: «много яблоков и грушей», «нет чулков и носок». Встречаются ли такие формы в ре-чи взрослых? Чем можно объяснить употребление подобных форм в речи детей и взрослых?
Какие формы родительного падежа множественного числа используют образованные люди при употреблении следующих существительных? Укажите слова, у которых нет этой формы.
Аршин, банан, баклажан, баржа, блюдце, ботинок, ваф-ля, гектар, грамм, гренадер, гусар, диван-кровать, кочегар, кочерга, леди, носок, плечо, полотенце, свадьба, свеча, рельс, роман-газета, туфля, тюль, чулок, шампунь, шеф-повар, яблоко, яблоня, ясли.