Решите тесты: 1. Назовите пунктуационный знак, который ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если вторая часть поясняет первую, раскрывает ее содержание или конкретизирует какой-либо член предложения (можно подставить слова а именно, как-то):
A) запятая;
B) точка с запятой;
C) двоеточие;
D) тире;
E) точка.
2. Укажите, что обособлено в предложении: Журавли плыли, купаясь в голубизне неба.
A) обстоятельство;
B) дополнение;
C) определение;
D) уточняющий член;
E) сравнительный оборот.
3. Укажите наречие в простой сравнительной степени:
A) сделать лучше всех, ответить больше всех;
B) сражаться смелее, сидеть тише;
C) спеть хуже всех, пробежать лучше всех;
D) нарисовать более красиво, относиться менее внимательно;
E) взлететь более высоко, взлететь выше всех.
4.Укажите наречие в составной сравнительной степени:
A) отвечать лучше всех;
B) держать крепче;
C) относиться строже;
D) выглядеть более красиво;
E)опуститься ниже.
5. Укажите наречие в превосходной степени:
A) знать лучше всех;
B) держать сильнее;
C) относиться внимательно;
D) читать громко;
E) спеть более громко.
6. Укажите вариант с союзами:
A) зато, тоже, также;
B) за, на, над;
C) даже, не, -ка;
D) о, об, про;
E) по, для, перед.
7. Укажите схему, соответствующую сложному предложению (знаки препинания не расставлены): Когда человек путешествует по миру он с особой любовью и трепетом думает о своей Родине.
A) [ ], ( ).
B) ( ), [ ].
C) [ ], [ ] .
D) ( ), [ ], ( ).
E) ( ), ( ), [ ] .
8. Укажите количество служебных частей в тексте:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
A) 3;
B) 4;
C) 5;
D) 6;
E) 7.
9. Укажите вариант, в котором допущена ошибка в употреблении слов:
A) Поезд отправился со станции согласно графику движения.
B) Все получилось благодаря огромным усилиям спортсменов.
C) Соседи ушли на работу, благодаря нас за .
D) Мы занимаемся согласно расписания.
E) Все присутствующие, включая почетных гостей, отправились осматривать парк.
10. Укажите вариант, в котором указан верный порядок служебных частей речи НО-ЗАТО-НЕУЖЕЛИ-НА-В ТЕЧЕНИЕ:
A) союз, союз, частица, предлог, предлог;
B) союз, частица, частица, предлог, частица;
C) союз, союз, союз, частица, предлог;
D) предлог, союз, предлог, частица, частица;
E) предлог, частица, частица, союз, союз.
Ответ: C) двоеточие.
Обоснование: Двоеточие ставится перед частью предложения, которая дополняет, конкретизирует или раскрывает содержание первой части предложения. Оно указывает, что вторая часть предложения является обособленной от первой части.
2. Укажите, что обособлено в предложении: Журавли плыли, купаясь в голубизне неба.
Ответ: A) обстоятельство.
Обоснование: В данном предложении обособлено обстоятельство "купаясь в голубизне неба". Обособление обстоятельства происходит без помощи запятых и позволяет выделить его смысловую нагрузку или особую эмоциональность.
3. Укажите наречие в простой сравнительной степени:
Ответ: B) сражаться смелее, сидеть тише.
Обоснование: "Смелее" и "тише" являются наречиями, образованными по правилу простой сравнительной степени. Они обозначают наиболее характерное качество действия в сравнении с другими.
4. Укажите наречие в составной сравнительной степени:
Ответ: D) выглядеть более красиво.
Обоснование: В данном предложении наречие "более" выступает в качестве составной части сравнительной степени, так как усиливает значение наречия "красиво" и обозначает более высокую степень качества.
5. Укажите наречие в превосходной степени:
Ответ: D) читать громко.
Обоснование: "Громко" является наречием, обозначающим наивысшую степень качества действия.
6. Укажите вариант с союзами:
Ответ: A) зато, тоже, также.
Обоснование: Союзы "зато", "тоже" и "также" служат для связи частей предложения и указывают на сопоставление, альтернативу или добавление.
7. Укажите схему, соответствующую сложному предложению (знаки препинания не расставлены): Когда человек путешествует по миру он с особой любовью и трепетом думает о своей Родине.
Ответ: D) ( ), [ ], ( ).
Обоснование: Здесь имеется две подчинительных и одна сочинительная связь. Соответственно, схема будет выглядеть следующим образом: (подчинительное предложение), [главное предложение], (подчинительное предложение).
8. Укажите количество служебных частей в тексте:
Ответ: B) 4.
Обоснование: В данном тексте имеется 4 служебные части речи: предлог "с", предлог "с", предлог "по", союз "что".
9. Укажите вариант, в котором допущена ошибка в употреблении слов:
Ответ: C) Соседи ушли на работу, благодаря нас за.
Обоснование: В данном предложении допущена ошибка в употреблении слов. Верное выражение будет "благодаря нам за", так как после предлога "благодаря" следует употреблять форму "нам".
10. Укажите вариант, в котором указан верный порядок служебных частей речи НО-ЗАТО-НЕУЖЕЛИ-НА-В ТЕЧЕНИЕ:
Ответ: A) союз, союз, частица, предлог, предлог.
Обоснование: Правильный порядок служебных частей речи: НО - ЗАТО - НЕУЖЕЛИ - НА - В ТЕЧЕНИЕ.