Решите Самостоятельная работа по теме «Местоимение».
1. Укажите предложение с личным местоимением: 1) Царев чувствовал, что запаздывает, и это тоже раздражало его. 2) Сотни раз бывал здесь Царев, когда их батальон занимал этот участок обороны. 3) Бесцветный диск февральского солнца нестерпимо блестел в окне, яркие его лучи слепили глаза. 4) Борька не отвечал, хотя его присутствие чувствовалось совсем близко.
2. Укажите предложение с указательным местоимением: 1) Видно было, что никакие грустные мысли, никакие сомнения не омрачали Семена. 2) В сене что-то шуршало. 3) Мне было грустно и странно смотреть на этого мальчика. 4) Все было мертво, безжизненно, мрачно.
3. Укажите предложение, в котором есть относительное местоимение: 1) Я по мальчика прочесть мне еще какие-нибудь стихи. 2) Художник сидел на лавке и что-то сосредоточенно строгал. 3) Володин сразу узнал колонну, которая так стремительно промчалась по развилке. 4) На даче Агаповых все спали тревожным, прислушивающимся сном.
4. Укажите предложение, в котором есть отрицательное местоимение: 1) Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. 2) В саду, как невинные невесты, цвели белым своим цветом абрикосы. 3) Все тонуло в ярких, но удивительно нежных и чистых красках северного утра. 4) Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
5. Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение: 1) Тропинка, по которой шли мальчики, вилась полями. 2) Миша разделся, бросился в ледяную воду и саженками поплыл на другую сторону. 3) Натыкаясь на какие-то предметы, Миша шел вслед за женщиной. 4) Товарищ Свиридов написал мне о ваших делах.
6. В предложениях найти местоимения, подчеркнуть их как члены предложения, над каждым местоимением написать разряд. А. Она в первый раз оказалась в этой ситуации, поэтому не спала всю ночь. Б. Алексей Александрович проговорил что-то сам с собой и ничего не отвечал. В. Кто даст ответ на наш во Определите часть речи, укажите разряд местоимений: такой большой; твой карандаш; наше дело; никто не придёт; ты да я. 8.Найди предложение, в котором слово ТО не является местоимением. а) То там, то здесь появляются шапки грибов. б) То событие осталось в нашей памяти навсегда. в) То, что мы увидели, было незабываемо.
9. Распределите местоимения по разрядам С каждым часом ночь холодеет. Все утро я гуляла в парке. Что можно увидеть в этом крае? Мой самый лучший друг приехал на праздник Наурыз. Каждые выходные мы интересно проводим время с друзьями. Сколько интересного материала мы нашли в энциклопедии. Это мероприятие запомнилось нам надолго.
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки Н. . . кому (не)скажу, н. . . чего (не) слышу, н. . . (у)кого (не)возьму, н. . . что (не)помешает, н. . . чего делать, н. . . чего (не)делаю, н. . . (на)чем (не)езжу, н. . . кого (не)знаю, н. . . (под) каким предлогом, н. . . кто (не) видел.
Ответ: 1) Царев чувствовал, что запаздывает, и это тоже раздражало его.
Обоснование: Личное местоимение "его" указывает на принадлежность предмета к определенному лицу или объекту (в данном случае - к Цареву).
2. Укажите предложение с указательным местоимением:
Ответ: 1) Видно было, что никакие грустные мысли, никакие сомнения не омрачали Семена.
Обоснование: Указательное местоимение "никакие" указывает на отсутствие или исключение чего-либо в определенном контексте.
3. Укажите предложение, в котором есть относительное местоимение:
Ответ: 3) Володин сразу узнал колонну, которая так стремительно промчалась по развилке.
Обоснование: Относительное местоимение "которая" относится к существительному "колонну" и связывает его с дополнительной информацией о колонне.
4. Укажите предложение, в котором есть отрицательное местоимение:
Ответ: 4) Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
Обоснование: Отрицательное местоимение "никто" указывает на отсутствие действия или предмета в контексте предложения.
5. Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение:
Ответ: 1) Тропинка, по которой шли мальчики, вилась полями.
Обоснование: Определительное местоимение "который" указывает на принадлежность или характеристику существительного "тропинка", подчеркивая, что это конкретная тропинка, по которой шли мальчики.
6. В предложениях найти местоимения, подчеркнуть их как члены предложения, над каждым местоимением написать разряд:
А. Она в первый раз оказалась в этой ситуации, поэтому не спала всю ночь.
Разряд: личное местоимение, указательное местоимение.
Б. Алексей Александрович проговорил что-то сам с собой и ничего не отвечал.
Разряд: личное местоимение, указательное местоимение.
В. Кто даст ответ на наш вопрос?
Разряд: относительное местоимение.
7. Определите часть речи, укажите разряд местоимений:
- такой большой: указательное местоимение, притяжательное местоимение
- твой карандаш: притяжательное местоимение
- наше дело: притяжательное местоимение
- никто не придет: отрицательное местоимение
- ты да я: личное местоимение
8. Найди предложение, в котором слово ТО не является местоимением:
Ответ: б) То событие осталось в нашей памяти навсегда.
Обоснование: В данном предложении слово "то" не выступает в роли местоимения, а используется для указания на определенное событие.
9. Распределите местоимения по разрядам:
личные местоимения: я (мое), мой
указательные местоимения: этот, это
притяжательные местоимения: мой
относительные местоимения: что, что можно
неопределенные местоимения: каждые, что-то
отрицательные местоимения: никто
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки:
Не кому (не)скажу, ни чего (не) слышу, ни кого (не)возьму, ни что (не)помешает, ни чего делать, ни чего (не)делаю, ни на чем (не)езжу, ни кто (не) видел.