Решите прочитайте текст и выполните 6-20. (1)выражение зри в корень возникло как наивный афоризм козьмы пруткова, смешного и милого поэта, талантливо придуманного алексеем константиновичем толстым и братьями жемчужниковыми. (2)это высказывание верно в своем общепринятом обобщенно- метафорическом, сугубо фразеологическом значении – «вникай в самую суть какого-либо явления, обращай внимание на самое главное». (3)но оно верно и в другом, узко лингвистическом значении – «смотри в корень слова». (4)в самом деле, ведь при анализе слова нельзя определить ни его родственников, ни его морфемного состава, ни словообразования, если мы не рассмотрим его самой главной, наиболее важной части, то есть если мы не опознаем содержащегося в нем корня. (5)слова, по меткому определению французского языковеда а.вайяна, – это не только корни, но и зеленые побеги. (6)несомненно все же, что корень в слове – его самая необходимая принадлежность. (7)слов без корня не бывает. (8)отыскивая корень, мы касаемся самых глубинных и не подверженных переменам признаков слова. (по н.м.шанскому) 6. какова цель автора данного текста? запишите свой ответ одним- двумя предложениями. 7. укажите номер предложения, в котором объясняется, какие сведения о слове мы можем получить, обратившись к его корню. 8. напишите номер(-а) предложения (предложений), в котором (-ых) упоминается об авторе (-ах) афоризма (-ов). 9. укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение написания -н- и -нн- в словах текста: 1) придуманный ( предложение 1)– причастие; нн пишется в суффиксе -анн-; 2) родственник (предложение 4) – существительное; сохраняется столько н, сколько в производящем слове родственный; 3) несомненно (предложение 6) – наречие; суффикс -енн- ; 4) глубинный (предложение 8) – прилагательное; основа слова глубина, от которого образовалось прилагательное, оканчивается на н , к ней добавляется суффикс н; 5) родственник (предложение 4) – существительное; соединяются суффикс –ен и суффикс –ник- 10. из предложения 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной корня. 11. из предложений (3) – (4) выпишите слово(-а), в котором (-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. 12. в каком ряду при написании обоих слов следует руководствоваться правилом «правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий зависит от спряжения»? выпишите этот ряд, дополнив своим примером. придуманного, касаемся … содержащегося, является… опознали, знаем… отыскивая, бывает… 13. укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение слитного написания не в словах текста. 1) несомненно (предложение 6) – прилагательное; без не не употребляется; 2) несомненно (предложение 6)– наречие; есть синоним без не, например безусловно; 3) необходимая(предложение 6) – причастие; без не не употребляется; 4) необходимая (предложение 6) – причастие, нет зависимых слов; 5) необходимая (предложение 6) – прилагательное , без не не употребляется. 14. какие причастия и деепричастия образованы от глагола вникать неверно? укажите номера ответов. 1) вникающий; 2) вникавший; 3) вникая; 4) вникнув; 5) вникнувший. 15. ученики писали изложение по данному тексту. содержание 8 предложения они передали по-разному. укажите номер (-а) предложения (предложений), в котором(-ых) не допущена грамматическая ошибка. 1) отыскивая корень, самые глубинные признаки слова сохраняются. 2) отыскивая корень, мы касаемся глубинных признаков слова, не подверженных переменам. 3) мы касаемся самых не подверженных признаков слова переменам . 4) мы, отыскивая корень, касаемся глубинных признаков слова, не подверженных переменам. 16. какое из выделенных слов является эпитетом? выпишите этот эпитет. наивный афоризм (предложение 1); фразеологическое значение (предложение 2); важная часть (предложение 3); морфемного состава (предложение 4); необходимая принадлежность (предложение 6). 17. из предложений 5-6 выпишите слово с лексическим значением «молодая ветка, стебель растения с листьями». 18. из предложений 1-2 выпишите синоним к глаголам начаться, зародиться. 19. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) на границе причастного (-ых) оборота (-ов). выражение зри в корень возникло как наивный афоризм козьмы пруткова,(1) смешного и милого поэта,(2) талантливо придуманного алексеем константиновичем толстым и братьями жемчужниковыми.(3) 20. среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. напишите номер этого предложения.
6. Цель данного текста - призыв к тому, что в жизни нужно обращать внимание на главное, подобно тому, как в словах следует прежде всего видеть корень, чтобы понять смысл слова.
7 - 4
8 - 1
9 - 2, 4
10 - касаемся
11 - рассмотрим
12 - содержащегося, является, колышущийся, колет
13 - 2, 5
14 - 4, 5
15 - 2, 4
16 - наивный
17 - побеги
18 - возникло
19 - 2
20 - 8