Решите Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление
исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно
выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её
славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на
самостоятельные «вселенные». (3)Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского
сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и
образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей.
(4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя,
прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и
целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из
великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и
страницы народной истории.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 двусоставное.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно было бы сказать.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
4) Предложение 4 содержит цитирование.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
14. (1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой
линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно
так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На
основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения
света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно,
само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая
проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
15. (1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи
влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и
открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового
инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом.
(4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается
над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает
инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и
отражает.
16. (1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море,
знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук
движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся
звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым
запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то
что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света
различны.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением
придаточных.
3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара.
4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.