Речеведческий разбор текста (по А. И. Власенкову)
1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
3. Выделите микротемы, составьте план.
4. Укажите средства связи между частями текста.
5. Определите тип речи, стиль и жанр.
6. Укажите используемые стилистические средства.
7. Назовите особенности построения текста (его композиции).
Чистые пруды... Для иных это улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»...
Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.
Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные
чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.
В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.
Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова).
(По Ю. Нагибину)
2. Тема текста - "Чистые пруды" - это место, которое имеет особое значение для автора и символизирует его детство.
Основная мысль - автор описывает воспоминания о Чистых прудах и призывает читателей относиться к этому месту с таким же трепетом и уважением.
Озаглавление - "Чистые пруды: Воспоминания о детстве и прекрасном"
3. Микротемы (подтемы) -
а) Знакомство с Чистыми прудами в детстве
б) Разнообразные воспоминания о прудах и их окрестностях
в) Значение Чистых прудов в жизни автора
4. Средства связи между частями текста -
а) переходы от описания внешнего вида прудов к внутренним переживаниям и воспоминаниям,
б) использование повествовательного стиля с эмоциональной нагрузкой и личной вовлеченностью,
в) связь через общую тему - Чистые пруды и их значение для автора.
5. Тип речи - повествование, стиль - художественно-оформительный, жанр - воспоминания или эссе.
6. Стилистические средства -
а) метафоры: "снегурочки становятся вдруг послушными", "ты будто обретаешь крылья"
б) олицетворение: "Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы..."
в) гипербола: "Чистые пруды были для нас школой природы"
7. Особенности построения текста -
а) использование личных воспоминаний и эмоций автора для вызова сопереживания у читателя
б) образное и живое описание места, что помогает создать атмосферу и передать его значимость
в) использование ассоциаций и символов, чтобы усилить эмоциональную силу текста.
Таким образом, текст "Чистые пруды" А. И. Власенкова является ярким примером художественного описания и личных воспоминаний. Он передает важность места, вызывает эмоции и позволяет читателю ощутить значение Чистых прудов для автора.