Ребята, на уроке за 13 мая почти у всех вызвало трудность задание языковой разминки. Такое задание будет в ВПР в сентябре. Сейчас его разберём подробно.

Задание было такое.
Первая часть задания:
Задание 1. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13.
Здесь всегда даётся многозначное слово. И вам нужно указать: в каком значении слово употреблено именно в указанном предложении. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. В этом предложении лексическое значение слова «колебаться» - сомневаться. Мы можем сказать: «(13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал сомневаться». Таким образом, правильный ответ – сомневаться.

Вторая часть задания такая::
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Вам необходимо с этим словом составить предложение. Но слово должно иметь другое значение. Например : раскачиваться из стороны в сторону.
Пример предложения: Стрелка компаса колебалась между западом и юго-западом. Слово колебаться в составленном предложении употреблено в значении «раскачиваться из стороны в сторону».
Задание выполнено верно.
Потренируемся.

Языковая разминка. Повторение.
Цель. повторить лексическое значение слова, многозначность слова, закрепить умение находить в тексте местоимения и определять их разряд, закрепить умение составлять план текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 1 - 3.
Задание 1. Определите и запишите лексическое значение слова «точка» из предложения 8. То есть укажите: в каком значении слово употреблено именно в указанном предложении. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Задание 2. Из предложения 17 выпишите числительное, укажите его разряд (количественное/порядковое).
Задание 3. Запишите основную мысль текста. Можно записать предложение, в котором выражается основная мысль.

(1)Эта старая карта хранится сейчас в музейных фондах. (2)Извлечённая из командирского планшета, она сильно потёрта на сгибах, где-то подклеена. (3)Это очень подробная карта. (4)На неё нанесены все населённые пункты того отрезка псковской земли, который она вместила. (5)Цветными карандашами обозначены штабы и наблюдательные пункты, батареи, пулемётные гнёзда, переправы. (6)Извилистой линией отмечена линия фронта. (7)По одну сторону – наши части, укрепления, огневые точки; по другую – вражеские, замеченные нашими разведчиками. (8)Все ориентиры на территории, которую занял противник, аккуратно пронумерованы. (9)Достаточно было командиру назвать нужные цифры, и соответствующие цели были бы сразу уничтожены. (10)Но вот что странно: некоторые из целей выделены особо – по ним было запрещено вести огонь.
(11)Разгадать секрет можно, прочитав на карте некоторые названия. (12)И тогда окажется, что река на карте – Сороть, синее пятно озера – Маленец, а ближайшие высоты – это Савкина горка и Воронич, что огневая точка противника расположена в Михайловском, у домика няни А.С. Пушкина. (13)Немцы специально возводили укрепления рядом с бесценными пушкинскими памятниками. (14)В парке Тригорского у них была батарея, в Пушкинских горах – штаб, в Святогорском монастыре – орудия. (15)Прикрылись реликвиями, как щитом, и были уверены в своей безнаказанности.
(16)Бои в этом районе были кровопролитные. (17)Сейчас на их месте воздвигли обелиск, установили плиту в память воинов двести восьмой дивизии, которая здесь воевала. (18)Освободить заветные места, не причинив им разрушений, уничтожить захватчиков, пощадив при этом красоту пушкинской земли, − вот о чём думал, к чему стремился в бою каждый из этих воинов. (19)Тот, кто сегодня восхищается нетленной прелестью здешней природы, с волнением осматривает исторические памятники, должен знать о тех жизнях, которыми оплачена неприкосновенность прекрасного. (20)Об этой дорогой цене и напоминает командирская карта, сама ставшая одной из музейных реликвий. (По Я. Хелемскому)
Задание 4. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Укажите наклонения глаголов. Над инфинитивами напишите инф. Выполните разбор.
1. Тот труда не бои(т, ть)ся, кто умеет труди(т,ть)ся. Дело мастера бои(т,ть)ся. Человек по делу узнае(т,ть)ся. Знал бы, где упадёшь, соломки по..стелил бы. Надо труди(т,ть)ся, не надо лени(т,ть)ся.
2. (Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится3, (не)прик..сайся к проводам, (не)участвуй в разговоре.
Гласные в личных окончаниях глагола
Задание 5. Выпишите сначала глаголы I спряжения, затем — II. Обозначьте окончания глаголов. Выполните разбор.
Роня…т лес багряный свой убор.
Разве…т ветер грозовые2 тучи.
Лес дыш…т прохладой.
А во ржи дорога стел…тся.
Не пен…тся море, не плещ…т волна.
Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.
Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.
Гасн..т вечер, даль сине…т.

maks737 maks737    3   18.05.2020 03:31    5

Ответы
1234567891219 1234567891219  18.05.2020 04:30
Спряже́ние — изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам (в времени и сослагательном наклонении), наклонениям и другим грамматическим категориям. Некоторые считают вид глагола также словоизменительной категорией. В русском языке глаголы спрягаются по лицам только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В времени и в условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык