. Разбейте приведенные ниже слова на три группы: (а) слова, которые могут быть только причастиями (причастными формами глагола), (б) слова, которые не могут быть причастиями, (в) слова, которые могут быть как причастиями, так и словами другой части речи.  Для слов группы (а) определите, причастиями какого типа они являются, каково грамматическое значение этого типа причастий и как они образуются (ответ проиллюстрируйте выписанными в пункте (а) словами).  Для каждого слова группы (б) укажите, к какой части речи оно относится и какие признаки свидетельствуют о том, что это не причастие.  Для каждого слова группы (в) приведите по одному примеру его употребления в роли причастия и в роли другой части речи (укажите, какой именно). Вреднющий, вызывающий, добирающийся, завалящий, многообещающий, пенящийся, служащий, подрабатывающий.

mihailsokolenk mihailsokolenk    3   04.11.2020 07:36    91

Ответы
tanea201111 tanea201111  26.01.2024 14:53
Хорошо, давайте разберем этот вопрос по шагам.

Первое, что мы должны сделать, это разбить приведенные слова на три группы:

а) слова, которые могут быть только причастиями;
б) слова, которые не могут быть причастиями;
в) слова, которые могут быть как причастиями, так и другой частью речи.

По очереди рассмотрим каждое слово:

1) Вреднющий
- Это слово может быть причастием. Оно образовано от глагола "вредеть" и имеет суффикс "-ющий". Такие причастия обозначают действие, происходящее в настоящем времени. Например, "Вреднющий ребенок" - причастие в роли определения.

2) Вызывающий
- Это слово может быть причастием. Оно образовано от глагола "вызывать" и имеет суффикс "-ющий". Префикс "вы-" указывает на направленность действия. Например, "Вызывающий выстрел" - причастие в роли определения.

3) Добирающийся
- Это слово может быть причастием. Оно образовано от глагола "добираться" и имеет суффикс "-ющий". Префикс "до-" указывает на достижение цели. Например, "Добирающийся пассажир" - причастие в роли определения.

4) Завалящий
- Это слово может быть причастием. Оно образовано от глагола "завалить" и имеет суффикс "-щий". Такие причастия обозначают действие, происходящее в настоящем времени. Например, "Завалящий вопрос" - причастие в роли определения.

5) Многообещающий
- Это слово может быть причастием. Оно образовано от глагола "многообещать" и имеет суффикс "-щий". Такие причастия обозначают действие, происходящее в настоящем времени. Например, "Многообещающий стартап" - причастие в роли определения.

6) Пенящийся
- Это слово может быть причастием. Оно образовано от глагола "пеняться" и имеет суффикс "-щий". Такие причастия обозначают действие, происходящее в настоящем времени. Например, "Пенящийся родитель" - причастие в роли определения.

7) Служащий
- Это слово может быть причастием. Оно образовано от глагола "служить" и имеет суффикс "-щий". Такие причастия обозначают действие, происходящее в настоящем времени. Например, "Служащий офис" - причастие в роли определения.

8) Подрабатывающий
- Это слово может быть причастием. Оно образовано от глагола "подрабатывать" и имеет суффикс "-ющий". Префикс "под-" указывает на дополнительное выполнение действия. Например, "Подрабатывающий студент" - причастие в роли определения.

Теперь перейдем ко второй части вопроса.

Для слов группы (б), которые не могут быть причастиями, мы должны указать, к какой части речи они относятся и почему они не могут быть причастиями:

1) "Слово "причастие" само по себе является глаголом, а не причастием. Оно относится к части речи - глагол. Признаком того, что это не причастие, является то, что оно описывает действие процесса образования причастия, а не само причастие. Например, "Глагол "причаститься" означает выполнение действия перехода в состояние причастия".

2) "Слова "грамматическое значение" являются существительными, а не причастиями. Они относятся к части речи - существительное. Признаком того, что это не причастие, является то, что они обозначают понятия и являются основой для построения предложений".

Теперь перейдем к третьей части вопроса.

Для слов группы (в), которые могут быть как причастиями, так и другой частью речи, мы должны привести по одному примеру их употребления в роли причастия и в роли другой части речи:

1) "Замечать" может быть и глаголом (с тем же значением, что и "примечать") и причастием.
- Пример использования в роли глагола: "Я замечаю твои усилия".
- Пример использования в роли причастия: "Замеченный человеком дефект".

2) "Снежный" может быть и прилагательным (обозначает наличие снега) и причастием.
- Пример использования в роли прилагательного: "Снежная сказка".
- Пример использования в роли причастия: "Снежного дня".

3) "Летящий" может быть и прилагательным (обозначает действие полета) и причастием.
- Пример использования в роли прилагательного: "Летящая птица".
- Пример использования в роли причастия: "Летящий самолет".

4) "Быстрый" может быть и прилагательным (обозначает высокую скорость) и причастием.
- Пример использования в роли прилагательного: "Быстрая машина".
- Пример использования в роли причастия: "Быстро бегущий спортсмен".

5) "Ломающий" может быть и прилагательным (обозначает действие ломания) и причастием.
- Пример использования в роли прилагательного: "Ломающий звук".
- Пример использования в роли причастия: "Ломающийся стул".

6) "Шумная" может быть и прилагательным (обозначает наличие шума) и причастием.
- Пример использования в роли прилагательного: "Шумная вечеринка".
- Пример использования в роли причастия: "Шумящий ветер".

Вот таким образом мы разбили слова на три группы, определили их части речи, привели примеры использования в роли причастия и в роли другой части речи.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык