Расставьте запятые и составьте схемы предложений:
1. Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.
2. Сейчас любая, обладающая ядерным оружием страна знает(1) что(2) если она применит это оружие(3) то ей ответят тем же(4) и поэтому на нашей планете сохраняется хрупкий мир.
3. Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора
(3) чувствовал (4) что спорили о нём.
4. Константин давно готовился произнести решительное признание (1) но (2) когда он видел Веру (3) почему-то все подготовленные и много раз произнесённые наедине с самим собой слова (4) сразу улетучивались из его головы
5 Мы теперь знаем (1) что абсолютной истины нет(2) и что всё относительно и зависит от обстоятельств места и времени(3) но именно(4) поэтому мы должны очень осторожно судить о «невежестве» различных исторических эпох.
6. Широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов (1) и ему казалось (2) что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства (3) где живут чародеи (4) и богатыри сказок.
7. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
8. Древние философы считали(1) что мир неизменен(2) и(3) чтобы быть счастливым(4) человек должен сам при к нему(5) а для этого нужно познавать мировые законы.
9. Фильм произвёл на нас сильное впечатление (1) и (2) когда мы возвращались из кинотеатра домой (3) то вспоминали меткие фразы (4) которыми так и сыпал главный
герой.
10. Мы непрерывно меняемся(1) и это влечёт за собой то(2) что к нам постоянно притекают новые атомы(3) и(4) что из нас вытекают принятые уже раньше.
11. Оказалось (1) что сугроб (2) у которого (3) он уткнулся в снег (4) был сарай (5) и плутали они между двумя деревнями.
12. Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.
13. То ли кустик герани далековато стоял (1) то ли соседка махнула на него рукой по той причине (2) что он захирел в первый же летний месяц (3) и было видно (4) что не жилец (5) но даже тогда (6) когда неожиданно выпал ранний снег (7) соседка не убрала его в тепло.
14. Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги её замедлились и стали крадущимися.
15. Будь вы сто раз джентльменом и тайным советником (1) но (2) если у вас есть дочь (3) то вы ничем не гарантированы от того мещанства (4) которое часто вносят в ваш дом сватовство и свадьба.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4), (5)
2. Сейчас любая обладающая ядерным оружием страна знает (1), что (2), если она применит это оружие (3), то ей ответят тем же (4), и поэтому на нашей планете сохраняется хрупкий мир.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
3. Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2), хотя не понимал разговора (3), чувствовал (4), что спорили о нем.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
4. Константин давно готовился произнести решительное признание (1), но (2), когда он видел Веру (3), почему-то все подготовленные и много раз произнесенные наедине с самим собой слова (4), сразу улетучивались из его головы.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
5. Мы теперь знаем (1), что абсолютной истины нет (2) и что все относительно и зависит от обстоятельств места и времени (3), но именно (4), поэтому мы должны очень осторожно судить о «невежестве» различных исторических эпох.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
6. Широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов (1) и ему казалось (2), что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства (3), где живут чародеи (4) и богатыри сказок.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
7. Через несколько часов (1), Иван обессилел (2) и (3), когда понял (4), что с бумагами ему не совладать (5), тихо и горько заплакал.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4), (5)
8. Древние философы считали (1), что мир неизменен (2) и (3), чтобы быть счастливым (4), человек должен сам прийти к нему (5), а для этого нужно познавать мировые законы.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4), (5)
9. Фильм произвел на нас сильное впечатление (1) и (2), когда мы возвращались из кинотеатра домой (3), то вспоминали меткие фразы (4), которыми так и сыпал главный герой.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
10. Мы непрерывно меняемся (1) и это влечет за собой то (2), что к нам постоянно притекают новые атомы (3) и (4), что из нас вытекают принятые уже раньше.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
11. Оказалось (1), что сугроб (2), у которого (3), он уткнулся в снег (4), был сарай (5) и плутали они между двумя деревнями.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4), (5)
12. Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1), но (2), когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4), то стало очень хорошо на душе.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
13. То ли кустик герани далековато стоял (1), то ли соседка махнула на него рукой по той причине (2), что он захирел в первый же летний месяц (3) и было видно (4), что не жилец (5), но даже тогда (6), когда неожиданно выпал ранний снег (7), соседка не убрала его в тепло.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7)
14. Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2), но (3), как только она почувствовала дичь (4), шаги ее замедлились и стали крадущимися.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)
15. Будь вы сто раз джентльменом и тайным советником (1), но (2), если у вас есть дочь (3), то вы ничем не гарантированы от того мещанства (4), которое часто вносят в ваш дом сватовство и свадьба.
Схема предложения: (1), (2), (3), (4)