Работа с текстом. Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.
I. 1)Искали, искали они князя и чуть-чуть в трех соснах не заблудилися, да случился тут пошехонец-слепород, который эти три сосны как свои пять3 пальцев знал. 2)Он вывел их на торную дорогу и привел прямо к князю на двор.
3)— Кто вы такие? и зачем ко мне ? — вопросил князь посланных.
4)— Мы головотяпы! нет нас в свете народа мудрее и храбрее! Мы даже кособрюхих и тех шапками закидали! — хвастали головотяпы.
5)— А что вы еще сделали?— Да вот комара за семь верст ловили, — начали было головотяпы, и вдруг им сделалось так смешно, так смешно... 6)Посмотрели они друг на дружку и прыснули.
7)— А ведь это ты, Петра, комара-то ловить ходил! — насмехался Ивашка.— Ан ты!— Нет, не я! у тебя он и на носу-то сидел!
8)Тогда князь, видя, что они и здесь, перед лицом его, своей розни не покидают, сильно распалился и начал учить их жезлом4.
9)— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами! 10)Не хочу я володеть глупыми! а ищите такого князя, какого нет в свете глупее — и тот будет володеть вами.
11)Сказавши это, еще маленько поучил жезлом и отослал головотяпов от себя с честию.
II. 12)Задумались головотяпы над словами князя; всю дорогу шли и все думали.
13)— За что он нас раскастил? — говорили одни, — мы к нему всей душой, а он послал нас искать князя глупого!
14)Но в то же время выискались и другие, которые ничего обидного в словах князя не видели.
15)— Что же! — возражали они, — нам глупый-то князь , еще лучше будет! 16)Сейчас мы ему коврижку в руки: жуй, а нас не замай!
17)— И то правда, — согласились прочие.
18)Воротились добры молодцы домой, но сначала2 решили опять попробовать устроиться сами собою. 19)Петуха на канате кормили, чтоб не убежал, божку съели... 20)Однако толку все не было. 21)Думали-думали и пошли искать глупого князя.
22)Шли они по ровному месту три года и три дня, и всё никуда прийти не могли. 23)Наконец, однако, дошли до болота1.
III. 24)Бросились они все разом в б..лото, и больше половины их тут потопло… 25)Наконец выл..зли из тр..сины и вид..т: на другом краю б..лотины, прямо перед ними, сидит сам князь — да (глупый)пр..глупый! 26)Сидит и ест пряники писа(н,ны)е. 27)Обрадовались головотяпы: вот так князь! лучшего и желать нам не надо!
28)— Кто вы такие? и зачем ко мне ? — молвил князь, жуя пряники.
29)— Мы головотяпы! нет нас народа мудрее и храбрее! Мы гущеедов — и тех победили! — хвастались головотяпы.
30)— Что же вы еще (с,з)делали?
31)— Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили... — начали было перечислять головотяпы, но князь (не)захотел и слушать их.
32)— Я уж на что глуп, — сказал он, — а вы еще глупее меня! 33)Разве щука сидит на яйцах? или можно разве вольную реку толокном месить? 34)Нет, не головотяпами следует вам называт(?)ся, а глуповцами! 35)(Не)хочу я володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого нет в свет.. глупее, — и тот будет володеть вами!
36)И, наказав жезлом, отпустил с честию.
37)Воротились д..мой и опять стали сами собой устраиват(?)ся. 38)Под дождем онучи сушили, на сосну Москву смотреть лазили. 39)И все нет как нет порядку, да и полно.
1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки в третьей части. Объясните написание.
3. Сколько раз встречается звук [С] в пятом предложении? В каких словах?
4. Выпишите устойчивые сочетания, характеризующие бесполезные занятия «головотяпов» :
5. Назовите словообразования слова глупый-преглупый:
А) приставочный В) суффиксальный
Б) приставочно-суффиксальный Г) сложение
6. Из тридцать первого предложения выпишите существительное, не имеющее формы множественного числа.
7. Из первой части выпишите прилагательные в сравнительной степени.
8. Из второй части выпишите все личные местоимения, укажите их падеж.
9. Из предложений 1-5 выпишите все глаголы, укажите их переходность
10. Выполните все виды разборов (фонетический, морфемный/словообразовательный, морфологический, синтаксический).
11. Озаглавьте текст, определите стиль текста и докажите правильность своего мнения.