Работа № 3
сложносочинённые предложения
фамилия, имя
вариант 1
1. расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические
основы, определите смысловые отношения между частями сложно-
сочинённого предложения. составьте схемы предложений 1, 4, 5.
за окном медленно падал снежок и снежный ясный свет ле-
жал на стенах комнаты.
2. ещё земли печален вид а воздух уж весною дышит.
3. либо уж гроза убьёт кого-нибудь либо дом сгорит.
4. то шёл пушистый снег то каплями летела в лицо изморось.
5. ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору
нет ни ветеркам вокруг меня свободы.
6. он хотел было что-то ещё сказать но толстяк исчез.
7. ни о чём не хочется думать или бродят мысли и воспомина-
ния мутные
1. За окном медленно падал снежок и снежный ясный свет лежал на стенах комнаты.
- Знаки препинания: За окном медленно падал снежок, и снежный ясный свет лежал на стенах комнаты.
- Грамматические основы: окном падал, свет лежал.
- Смысловые отношения: объединение двух действий в одинаковом времени (падал, лежал).
Схема предложения 1:
За окном
|
|падал снежок| и
___________|________
| |
снежный ясный свет лежал на стенах комнаты
4. То шел пушистый снег, то каплями летела в лицо изморось.
- Знаки препинания: То шел пушистый снег, то каплями летела в лицо изморось.
- Грамматические основы: шел, летела.
- Смысловые отношения: перечисление двух действий, которые происходят поочередно (шел, летела).
Схема предложения 4:
То
_______|_______
| |
шел пушистый снег каплями летела в лицо изморось
5. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы.
- Знаки препинания: Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы.
- Грамматические основы: не виден, нет, вокруг.
- Смысловые отношения: каждая часть предложений описывает отсутствие или отрицание.
Схема предложения 5:
Ни
________|________
| |
солнца мне не виден свет нет, | ветеркам вокруг меня свободы
__________|____________
| |
для корней моих простору нет |