Пушкин настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы «искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. При жизни поэта к его произведениям обращались четырнадцать художников, однако имена большинства из них известны сегодня только специалистам.
Счастливое исключение – фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила», сделанный художником Иваном Ивановым. Только этой гравюрой Пушкин был доволен, он писал Николаю Гнедичу: «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продаётся с превосходною картинкою; кого мне за неё благодарить?».
Когда же Пушкин увидел иллюстрации Александра Нотбека к роману «Евгений Онегин», он написал злую эпиграмму. Это было тем более обидно, что художник взял за основу рисунок самого поэта, но лёгкость и быстрота пушкинского пера сменились тяжёлой угловатостью гравюры. Друг поэта Пётр Вяземский называл Татьяну с иллюстрации пьяной. Словом, иллюстрации не понравились.
Пушкину, к сожалению, не пришлось увидеть лучших иллюстраций к своим произведениям. Вероятно, он предчувствовал это, и сам рисовал пером на полях своих рукописей. Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.
Похоже, поэт был прав, когда говорил: «С художниками нашими невозможно иметь дела. Они все побочные дети Аполлона: не понимают нас они… Придёт время: тогда нас не так издадут».
Задания
1. Составьте схемы двух сложных предложений с различными видами связи.
2. Подчеркните вводные слова в предложениях текста.