Пунктуация при обособленных членах предложения, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения 1. Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота. Если надо, расставьте знаки препинания при обособленных определениях.
а) Туча проплывала над молодым березняком видневшимся на горизонте.
б) Мы уходили от дальних уголков сада заросшими дикой малиной и ежевикой.
в) Постепенно радость сияющая в глазах детей взяла верх.
г) Вскоре я услышал первые капли застучавшие по железной крыше.
2. Замените, где это возможно, сложноподчинённые предложения простыми осложнёнными деепричастными оборотами.
а) Когда мы поднялись на вершину горы, то увидали вдали море.
б) Когда ливень кончился, дети выбежали на улицу.
в) Если ты поторопишься, то успеешь на поезд.
г) Лес стоит молча, неподвижно, точно всматривается куда-то верхушками.
3. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами, запишите исправленный вариант, расставьте знаки препинания.
а) Отправившись на прогулку, с нами произошло приключение.
б) Изучая маршруты Крыма, мы летом отправимся в путешествие.
в) Оглянувшись назад, ребята были уже далеко.
г) Прискакав к дому, отец увидел его спрятавшегося за сарай и горько плача.
д) Поднявшись в гору, перед туристами открылись живописные окрестности.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, знаки препинания не расставлены.
Готовясь к выпускному экзамену
а) каждому необходима учителя
б) необходимо правильно распределить своё время
в) мне пришлось пересмотреть все старые конспекты
г) важна вера в свои силы
5. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, определив обособленный член(определение, приложение, дополнение, обстоятельство)
а) Цвет небосклона лёгкий бледно-лиловый не изменяется во весь день.
б) Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя поле безбрежное дышит запахом мёда и роз.
в) Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими немного мелкими чертами лица кудрявыми белокурыми волосами.
г) В саду листки берёз без шороха срываясь средь тонких паутин как бабочки летят и слабо по ветвям цепляясь и качаясь на блёклую траву бес летят.
д) Ты под окном своей светлицы горюешь будто на часах.
е) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно.
6. Прочитайте. Найдите уточняющие члены предложения. Укажите, какие члены предложения уточняются, с какой целью. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
а) В горах в двух лье отсюда живёт лесничий.
б) Сейчас поздней осенью когда я живу в Москве шкатулка стоит там одна в пустых нетопленных комнатах.
в) Маленькие птички чибисы или пигалицы обычно вьют крохотные гнёзда в густой траве.
г) Он говорил громко иногда очень редко только в самые необходимые минуты, желая придать своей речи торжественность.
7. Прочитайте предложения. Определите смысловую роль обособленных дополнений: включение, исключение, замещение. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Аргументируйте их постановку.
а) В Мещерском крае нет особенных красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
б) Всё на свете было описано за исключением таких редких и адских мест как Кара – Бугаз.
в) Пьер торжественно посмотрел сверх очков на слушателей.
г) Вместо лесов по склонам шумят берёзовые рощи.
д) Со всеми на пароходе не исключая и молчаливого буфетчика Смурый говорил отрывисто.
Объяснение: В данном предложении причастный оборот "заросшими дикой малиной и ежевикой" не ошибочен, но отсутствует нужная пунктуация. Чтобы запятая перед причастным оборотом стояла, необходимо его обособить с обеих сторон запятыми, т.е. написать "Мы уходили от дальних уголков сада, заросшими дикой малиной и ежевикой."
2. Замена сложноподчинённых предложений простыми осложнёнными деепричастными оборотами:
а) Поднявшись на вершину горы, мы увидели вдали море.
б) Ливень кончившись, дети выбежали на улицу.
в) Поторопившись, ты успеешь на поезд.
г) Лес стоит молча, неподвижно, смотря вверх на свои верхушки.
Обоснование: Деепричастный оборот – это сложный глагольный оборот, который заменяет подлежащее и сказуемое сложноподчиненного предложения. Он используется для создания краткости и лаконичности текста. Так как в данном случае возможна замена сложноподчиненных предложений на простые осложненные деепричастными оборотами без изменения смысла предложений, были приведены примеры замены.
3. Исправление ошибок в предложениях с деепричастными оборотами:
а) Отправившись на прогулку, нам произошло приключение.
б) Изучив маршруты Крыма, мы летом отправимся в путешествие.
в) Оглянувшись назад, ребята были уже далеко.
г) Прискакав к дому, отец увидел его спрятавшегося за сараем и горько плача.
д) Поднявшись в гору, туристы увидели живописные окрестности.
Исправленные варианты предложений были приведены с учетом пунктуации: добавлены запятые перед деепричастными оборотами и исправлены опечатки.
4. Грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к выпускному экзамену, необходимо правильно распределить своё время.
Обоснование: В данном случае, чтобы продолжение предложения было грамматически правильным, необходимо использовать глагол в форме инфинитива (необходимо), так как он соответствует форме смыслового глагола "готовиться".
5. Расстановка знаков препинания и определение обособленных членов:
а) Цвет небосклона, лёгкий бледно-лиловый, не изменяется во весь день. (Обстоятельство)
б) Тих, мой край, после бурь, после гроз, и душа моя поле безбрежное дышит запахом мёда и роз. (Приложение, обстоятельство, обстоятельство, обстоятельство)
в) Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами. (Приложение, определение, определение)
г) В саду листки берёз, без шороха срываясь средь тонких паутин, как бабочки летят и слабо по ветвям цепляясь и качаясь на блёклую траву, бес летят. (Обстоятельство, определение, обстоятельство)
д) Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах. (Обстоятельство)
е) В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно. (Обстоятельство)
Обоснование: Обособленные члены определены и правильно расставлены знаки препинания: запятые используются для обособления обстоятельств, а тире – для обособления определений и приложений.
6. Уточняющие члены предложения и их функции:
а) В горах, в двух лицом отсюда, живет лесничий. (Уточняет местоположение лесничего)
б) Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там, одна, в пустых, нетопленных комнатах. (Уточняет время и место нахождениe шкатулки)
в) Маленькие птички, чибисы или пигалицы, обычно вьют крохотные гнезда в густой траве. (Уточняет виды птиц)
г) Он говорил громко, иногда очень редко, только в самые необходимые минуты, желая придать своей речи торжественность. (Уточняет частоту и цель говорения)
Все уточняющие члены предложения были обозначены запятой, чтобы ясно выделить их смысловую роль и значимость в тексте.
7. Определение смысловой роли обособленных дополнений:
а) В Мещерском крае нет особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Включение)
б) Всё на свете было описано, за исключением таких редких и адских мест, как Кара-Бугаз. (Исключение)
в) Пьер торжественно посмотрел сверх очков, на слушателей. (Замещение)
г) Вместо лесов, по склонам шумят берёзовые рощи. (Включение)
д) Со всеми на пароходе, не исключая и молчаливого буфетчика, Смурый говорил отрывисто. (Включение, замещение)
Обоснование: Обособленные дополнения определены и снабжены соответствующими знаками препинания для ясного выделения их смысловой роли. Знаки запятой указывают на включение или исключение элементов в предложение, а тире указывает на замещение одного элемента другим.